RU63
Погода

Сейчас-1°C

Сейчас в Самаре
Погода-1°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -3

2 м/c,

зап.

774мм 77%
Подробнее
0 Пробки
USD 98,37
EUR 104,29
Страна и мир Перегоняли через два моря: как самарские теплоходы отправили в Чернобыль

Перегоняли через два моря: как самарские теплоходы отправили в Чернобыль

Эту историю нам рассказали речники

На границе зоны отчуждения стоял целый караван одинаковых судов, среди них — 4 самарских пассажирских корабля

Мало кто знает, что свою роль в ликвидации чернобыльской катастрофы сыграло самарское, а тогда еще куйбышевское судоходство. Дело в том, что много месяцев ликвидаторы аварии жили на речных теплоходах, которые пригнали со всей страны, в том числе из Куйбышева.

Всего в качестве плавучих гостиниц у берега Днепра работали тринадцать из пятнадцати речных теплоходов проекта 785. Эти суда в 1955 году вышли с верфей в Чехословакии и получили имена в честь советских республик. Из Куйбышева в Чернобыль шли четыре судна: «Киргизия», «Эстония», «Карелия» и «Россия».

Тем временем к большому путешествию готовили и суда. Это было опасное предприятие: теплоходам, предназначенным для речных плаваний, предстояло перейти два моря.

Теплоходы отогнали в затон. С судов сняли всю мягкую мебель. Всё, что вбирало в себя пыль, надо было убрать. Все иллюминаторы и пролетные двери были задраены наглухо, чтобы при морском переходе их не захлестывали волны. После этого поверх палуб построили каркас из фанеры для утепления. Теплоходы превратили в плавучие дома.

Работу всех механизмов необходимо было довести до совершенства. Всю посуду заменили на нержавеющую. Спасательные средства заменили на другие, подходящие под стандарты морских судов.

16 июня 1986 года «Эстония» первой отправилась в рискованное путешествие. Из Куйбышева «Эстония» дошла по Волге до Волгограда. Там на теплоход установили дополнительные котлы для отопления, поскольку в зоне катастрофы людям предстояло провести далеко не пару месяцев.

Из Волгограда самарский теплоход пошел по Волго-Донскому каналу имени Ленина. Следующая стоянка была уже в Ростове. Там «Эстонию» уже ждали три волгоградских судна: «Таджикистан», Узбекистан» и «Туркменистан». Кроме того, в составе процессии были два теплохода из Саратова.

Все ждали только сопровождающих — несколько морских буксиров. Суда пришли на третий день стоянки, и караван через Дон и Таганрогский залив вышел в Азовское море и пошел на Киев. Там процессия собралась в полном составе. Самарские теплоходы «Киргизия», «Карелия» и «Россия» были в числе догоняющих. 2 июля 1986 года караван пристал в 30 километрах от Чернобыльской АЭС.

Теплоходы начали работу в режиме плавучих гостиниц для ликвидаторов аварии. Разумеется, работали на износ все. Механики должны были постоянно обеспечивать работу всех систем своих теплоходов, проверять дозиметром тех, кто поднимался на борт, а ночью нести вахту.

— В 4 утра — подъем. Включаем плиты на кухне, в 5 часов идем будить девчонок, они уже идут завтрак готовить, — рассказывает механик «Эстонии» Николай Татаров.

У пищеблока рабочий день составлял примерно 16 часов в сутки. Ликвидаторы получали питание по талонам, но во время обеда столоваться зачастую приходили и те, кто не жил в плавучих общежитиях. Так, за один присест приходилось кормить до 500 человек. Сменщиков в пищеблоке не было.

— Мы даже не успевали посуду убирать. Мы ее просто оставляли на полу. После каждого застолья мы шли в душ, потому что пот стекал градом. На нас мужчина, который воду привозил, кричал: «Слушайте, вы обнаглели?!» — рассказывает работник пищеблока одного из судов Наталья Петрова.

Дольше всех в зоне катастрофы пробыл экипаж «Эстонии». Речники вместе со своим кораблем отправились домой, пробыв в районе Чернобыля год и три месяца.

После этого знаменитые суда, на которых жили герои-речники, постигла печальная участь. «Киргизия» была переименована в «Петр Алабин» и в 2016 году продана частной конторе. Судно буксовали в затон Сухой Самарки, где оно ржавеет без дела и по сей день.

«Россию» пустили на металлолом в 2011 году. «Эстонию» отправили в Москву, в 2010 году переименовали в «Князя Воронцова», а в 2018-м списали и утилизировали. Два года спустя такой же бесславный конец постиг и «Карелию».

Подробную историю, как самарские речники помогали спасать мир от последствий катастрофы в зоне отчуждения, мы рассказывали в отдельном материале.

Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас, где удобно.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
4
ТОП 5
Мнение
«Все наелись неадекватными решениями и бездействием чиновников»: глава самарского правительства — о первых 100 днях у власти
Анонимное мнение
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
«Не сушите на батареях»: советы мастера — как не убить обувь осенью и зимой
Роман Тамоян
мастер центра по реставрации обуви
Мнение
«Не мужчине это решать!» — мама особенного ребёнка из Самары поспорила с чиновником из-за абортов
Анонимное мнение
Мнение
Любовницы, проститутки и случайные связи — бизнесмен откровенно рассказал о своих изменах
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления