Для многих из нас Америка и правила жизни там — загадка. Но для бывшей жительницы Самары Анны Сабури (в девичестве — Коваленко) это уже 17 лет как норма, о чём она пишет в своем блоге. Мы уже рассказывали, какая удивительная цепь событий привела Анну в Штаты. Настало время поглубже изучить американский быт. Прочитав это интервью, вы сможете узнать, как решают в США проблемы, которые есть даже у нас в Самаре, и чем схожи Россия и Америка, а также русские и американцы.
«Троллейбусов я здесь вообще не видела»
— Аня, ты говорила, что в США жизнь в пригородах популярнее жизни в мегаполисе. Почему так?
— Дело в том, что в мегаполисах, во-первых, небезопасно. США — это вообще не очень безопасное место. Первое время после переезда я жила в частном доме, но в самом центре Атланты. Так вот, моя соседка меня учила, что с наступлением темноты ты закрываешь и зашториваешь окна, запираешь двери и на улицу не выходишь вообще.
Во-вторых, перемещаются здесь только на машинах. Общественный транспорт в стране не развит вообще. Да, где-нибудь в Нью-Йорке, в Лос-Анджелесе или Чикаго многие пользуются автобусами и метро, потому что дорожный трафик там адский. А в целом по стране общественный транспорт не развит. Трамваи встречаются только местами, троллейбусов я вообще здесь не видела. И общественным транспортом пользуется только беднейшая прослойка населения. Так что, если в районе твоего дома есть автобусная остановка, то цена на твой дом упадет, потому что это будет точка притяжения маргиналов.
— Но всем комфортно пользоваться только личными автомобилями?
— Очень комфортно. У нас дороги везде есть, даже в самой далекой глуши. Ты куда угодно можешь доехать на машине.
— А что с пробками? Не берем Нью-Йорк, я знаю, что там пробки легендарные. А вот, например, в Атланте?
— И в Атланте тоже огромные пробки. Как раз потому, что все едут на работу из своих пригородов. Утром пробки по часу. Потом, когда рабочий день заканчивается, тоже пробки по часу. Но это нормально. Просто это другая система жизни, другой уклад. Так все здесь живут.
— А как у вас в пригороде обстоит с соцобъектами: магазины, поликлиники, школы?
— Вообще никаких проблем. В любом пригороде это есть. Тут же не концентрируется вся жизнь в мегаполисе. Все равномерно распределено по всему штату.
«В Голливуде на „Аллее славы“ одни бомжи»
— Я так понял, что город Атланта не застроен полностью, там есть зеленые зоны, так?
— Да, он не застроен так плотно, как тот же Нью-Йорк. В Атланте есть островки зелени. А вот, например, в Лос-Анджелесе вообще зелени нет. Мы были там в июне на экскурсии по Universal Studio. Я тебе скажу, там одни лысые холмы.
— Как вообще проводят свободное время в США или в Атланте? Какие у вас популярны досуг, развлечения?
— Тут огромное количество парков. В любом месте есть дорожки для ходьбы, детские площадки. Сейчас как раз осенний сезон, будут приезжать ярмарки с аттракционами.
И потом в Джорджии есть один из крупнейших в Америке монолитов. Он называется «Стоун-Маунтин», на нём вырезан крупнейший барельеф в мире.
— Вы с семьей часто путешествуете?
— Нет, не часто. Пока дети были маленькие, мы вообще никуда не выбирались. А сейчас мы потихонечку начинаем показывать им страну. Вот, в Нью-Йорк летали, в LA.
— Видели знаменитую надпись «Голливуд»?
— Да. Но, кстати, это всё не так, как показывают по телевизору. Вот были мы на этой «Аллее славы». Там одни бомжи. Эта дорожка со звездами вся заплевана, везде валяются и спят эти бомжи, какие-то наркоманы стоят.
— А Джорджия в этом плане лучше?
— Да, в Джорджии однозначно чище. Так как у нас штат консервативный, у нас не раздают пособия всем подряд. И у нас меньше бомжей. Сколько лет я здесь живу, практически не видела их. За последние пару лет мы иногда проезжали мимо их палаток где-то под мостами, под трассами. Но это было не так масштабно, как эти палаточные города на несколько блоков в LA.
«Сидит офисный планктон, в носу ковыряет и решает, нужна тебе операция или нет»
— Дорого ли жить в Джорджии и в США в принципе?
— Дорого, дорого. Хотя не везде одинаково. Например, в Калифорнии и Нью-Йорке жить дороже, чем в Джорджии. Но в Джорджии жить дороже, чем в Алабаме. Зарплаты здесь хорошие. Но, например, ипотека большой кусок от зарплаты отнимает. Аренда и ипотека — это самое дорогое. Здесь почти всё в кредит. У американцев вся жизнь в кредит. Здесь вся жизнь построена на кредитном рейтинге.
— Что это такое?
— У каждого человека есть номер социальной безопасности, он дается при рождении или при получении легального статуса на работу. Этот номер нужно хранить как зеницу ока и никому его не рассказывать, потому что к этому номеру прикреплена твоя кредитная история, твои покупки, вся твоя финансовая жизнь. И нужно этот кредитный рейтинг нарабатывать, потому что он показывает твою платежеспособность и добросовестность. С хорошим кредитным рейтингом у тебя будет меньше процентов, когда ты будешь брать кредит, будет бо́льшая вероятность, что тебе вообще дадут кредит. То же самое с выдачей кредитной карты. Этот рейтинг проверяют, когда берут человека на работу.
— А как обстоят дела с медициной?
— Это отдельная тема для разговора. Любой визит к любому врачу — это частная практика. Государственной медицины не существует. Всё частное, всё по медицинской страховке. Объясню на примере нашей семьи. У моего мужа есть медицинская страховка от его работы. То есть его компания субсидирует часть, остальное оплачиваем мы. И все страховки в этой стране недешевые. Мы за четырех человек платим тысячу долларов в месяц. И еще тысячу оплачивает компания мужа. Соответственно, это вычитают из его зарплаты. Но наличие страховки не означает, что ты ничего не платишь за медицинское обслуживание.
Допустим, я хочу найти своим детям педиатра. Я захожу на сайт своей страховой и смотрю, каких врачей покрывает наша страховка. Я выбираю этого педиатра, записываюсь на прием, и есть минимум, который я должна оплатить.
Или, например, у мужа была операция на руке. Направление от врача, что нужна эта операция, направляется в страховую. Там решают, действительно ли нужна тебе эта операция, хотят ли они ее покрывать. Сидит такой, знаешь, офисный планктон, в носу ковыряет и решает. Или, например, мужу надо было сделать МРТ перед операцией. И по нашей страховке за нас оплачивают 80% и 20% оплачиваем мы. Муж идет в частную компанию, которая делает МРТ. Там ему говорят, что это будет стоить две тысячи долларов, но по страховке — тысячу двести. Муж говорит: «У меня с математикой всё нормально, тысяча двести — это не 20%». Ему отвечают, что там прибавляются налоги и еще какие-то там сборы. И оплатить ты должен до начала процедуры. Можно сразу, можно в рассрочку.
Потом муж пошел в другую контору МРТ. То есть это тоже, знаешь, такая палка о двух концах. Ты можешь выбирать, в этом вопросе всё честно. Но если у тебя нет денег, можешь ложиться и умирать. Я серьезно. Конечно, если ты совсем малоимущий, это по налогам проверяют, то тебе государство, конечно, покрывает страховку полностью. Но если ты получаешь хотя бы на доллар больше, то ты уже под эту компенсацию не попадаешь.
«Овощи очень красивые, но обработаны химикатами»
— Много ли у вас больших гипермаркетов?
— В этой стране вообще всё большое: и магазины, и ассортимент. Но около трех лет назад продукты как-то очень резко начали дорожать. Вообще, если ты хочешь питаться качественно, то готовься раскошелиться.
— Что ты имеешь в виду? У вас какие-то нехорошие овощи или фрукты?
— Они хорошие, очень красивые, все один к одному. Но они обильно обработаны разными химикатами. Лучше посещать фермерские рынки, если хочешь питаться экологически чистыми продуктами. То же самое, например, с хлопьями на завтрак. Они занимают целый огромный стеллаж. Но в них большое количество сахара. Найти нормальные продукты можно, только это будет стоить больше раза в два. Но я на эту тему заморачиваюсь, а в основном американцев это не очень беспокоит.
— Еще бытует мнение, что у американцев распространена жирная еда.
— Очень распространена. Фастфуды эти, огромные порции… Просто дома мало кто готовит, все работают.
— А что насчет курения? Курящему человеку легко жить в Америке?
— Такого, что ты покурил перед входом в здание, как у нас в России, нет. Так нельзя. Для курильщиков есть отдельно отведенные места и площадки. И в заведениях тоже есть отдельные секции для курящих.
— А алкоголь популярен? Много ли любителей выпить?
— Достаточно. Пиво после работы — это святое. У нас даже есть такое понятие, как happy hour. Это выпить в обеденный перерыв. В это время даже цены на алкоголь ниже. Но алкоголь в общественных местах в открытом виде пить нельзя вообще — будет серьезный штраф. Если ты употребляешь алкоголь, он должен быть в закрытом чехле, чтобы не видно было, что ты пьешь.
— То есть популярен, но по жестким правилам?
— Да. Вот тоже еще один плюс, который я люблю: общество следует законам.
«Я никогда не знаю, откуда прилетит пуля»
— Что насчет безопасности? Ты говорила, что вся Америка опасна.
— Внутри городов действительно небезопасно. В мегаполисах есть гангстерские группировки. У нас я чувствую себя комфортно, но я никогда не знаю, откуда прилетит пуля.
— И это не метафора?
— Это абсолютно не метафора. Если я пойду в продуктовый, я не знаю, не придет ли какой-нибудь псих с автоматом и не начнет ли всех расстреливать. То же самое, когда я отправляю своих детей в школу. У нас же недавно была стрельба в школе. Это было в 30 минутах от меня. У нас теперь весь штат в напряжении, потому что были угрозы стрельбы еще в пяти школах. И потом арестовали 14 подростков за эти угрозы.
— Есть какая-то процедура в случаях стрельбы в школе?
— В районе, где это случается, все школы сразу идут в локдаун, то есть никого не впускают, никого не выпускают. У нас все дети знают, что делать в таких случаях. У них несколько раз в год проходит практика пожарной безопасности и практика, если зашел стрелок. Да, звучит ужасно, у меня ребенку 5 лет, и он практикуется, как себя вести, когда придет стрелок.
И я, конечно, не могу судить о причинах такой ситуации. Тут надо больше внимания уделять психологическому состоянию жителей, но я считаю, что одна из причин уровня преступности — это доступность оружия. Это из-за второй поправки к Конституции, которая гласит, что у людей есть гарантия доступа к оружию. В нашем штате купить оружие элементарно. Для этого практически ничего не надо. Достаточно, чтобы тебе было 18 и чтобы у тебя не было судимостей, на этом всё. Зайди в продуктовый магазин Walmart — там есть целая секция с оружием.
С другой стороны, я уверена, что я смогу защитить себя и своих детей и не сяду за это в тюрьму. Я знаю, что если я позвоню в полицию, то они через две минуты приедут и помогут мне.
— То есть у вас не утрачена вера в закон?
— Однозначно не утрачена. Однажды перед моим домом долго стояла незнакомая машина. Я позвонила в полицейский участок, они приехали, проверили машину и отбуксировали ее на штрафстоянку.
«Градус доверия к властям упал»
— Американцы интересуются внешней политикой?
— Вообще нет. Включил телевизор, посмотрел, выключил, дальше начал своими делами заниматься. Я иногда смотрю ваши новости и вижу, что много говорят про Америку. Я скажу, что здесь то, что происходит в других странах, не обсуждают в таких масштабах. И ходит же миф, что американцы хотят захватить весь мир. Они не хотят. Этот миф, он просто ужасен.
Они заняты собой, своим домом, своими кредитами, своим ужином, своими поездками. И они хотят, чтобы их политики тоже больше занимались своей страной. И на самом деле большинство американцев бесит, что политики уделяют так много внимания другим странам, когда и у нас своих проблем достаточно.
— Американцы доверяют властям или они критично настроены?
— Я бы сказала, критично настроены. Особенно в последнее время. Градус доверия очень упал.
— В штате Джорджия люди консервативные?
— Консервативные, да.
— Это же касается и религии?
— Южные штаты более религиозны, чем либеральные северные. Но тут на каждом углу полно самых разных храмов. Индийские есть, китайские, любые. Свидетели Иеговы (экстремистская организация, деятельность запрещена на территории РФ) ходят по домам регулярно. Но мы повесили знак, что это частная территория и не надо к нам стучаться, они не достают нас с тех пор.
— Фанатики у вас не встречаются?
— В нашем районе регулярно стоят люди с табличкой «Иисус скоро придет». Но они безобидные.
— А что насчет другой крайности? У вас на улице можно встретить, например, мужчин в женской одежде?
— Один раз я видела мужчину, который был одет женщиной. Но такое у нас не принято, у нас это дело не любят.
— Знаешь, наше телевидение нас пугает, что в американских школах и детских садах детей учат смене пола и так далее.
— В нашем штате поголовно такого нет. Это изолированные экстремальные инциденты, опять же, в глубоко либеральных штатах вроде Калифорнии или Нью-Йорка. Но не повсеместно. По крайне мере, пока что. Я знаю, что в педагогических вузах есть курс по принятию, когда будущих учителей учат, как разговаривать с ребенком на эту тему, кем он себя считает и как это правильно. И я знаю девушку, которая отказалась учиться в таком вузе и вообще отказалась быть учительницей.
Наверное, когда ты начнешь это описывать, все скажут, мол, сплошной негатив. Но для меня это не негатив, понимаешь? Для меня это факт жизни, это нормальный процесс. Ведь ты видишь Самару такой, как она есть, со всеми плюсами и минусами. Так же и я вижу свою страну. Мне не хочется выступать в таком вот свете, мол, переехала и жалуется. Я здесь живу всю свою сознательную жизнь — и по-другому жить я просто не умею и не знаю как.
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас где удобно.