RU63
Погода

Сейчас+17°C

Сейчас в Самаре

Погода+17°

ясная погода, без осадков

ощущается как +16

4 м/c,

с-в.

764мм 37%
Подробнее
3 Пробки
USD 90,99
EUR 98,78
Авто Внезапная любовь

Внезапная любовь

Главные автоновости минувшей недели, по вполне естественной причине, были связаны со сменой руководства ОАО «АвтоВАЗ». Примечательно, что госструктуры, получившие в управление автогигант, не являются его крупными собственниками. Как полагают аналитики...

Фото Андрея Холмова

Главные автоновости минувшей недели, по вполне естественной причине, были связаны со сменой руководства ОАО «АвтоВАЗ». Примечательно, что госструктуры, получившие в управление автогигант, не являются его крупными собственниками. Как полагают аналитики, реальные цели новых менеджеров весьма далеки от декларируемых.

Из анекдота.
Кандидат в депутаты: – Кругом воровство, взяточничество, коррупция!
Избиратель: – Вы хотите это остановить?
Кандидат: – Нет, конечно. Я хочу в этом участвовать!

Операция «Жигули»

Процесс появления у руля тольяттинского автогиганта представителей госструктур по сей день остается тайной за семью печатями. Не имея акционерного капитала, достаточного для продвижения своих представителей в совет директоров, «Рособоронэкспорт» тем не менее смог получить в нем высшие руководящие должности.

Ранее государство не проявляло особого внимания к Волжскому автозаводу. Единственное, что всерьез интересовало федералов – это своевременная выплата налогов. Когда в начале текущего года правительство РФ приняло постановление о беспошлинном ввозе автокомпонентов для отверточной сборки иномарок, сложнее всего было заподозрить Кремль в излишнем пиетете к отечественному автопрому.

Жгучий интерес к тольяттинскому заводу появился у госструктур только после того, как нынешней осенью владельцем ВАЗа попыталась стать группа компаний «СОК». Сделка держалась в строжайшем секрете, однако предварительные договоренности о продаже СОКу крупнейших акционеров АвтоВАЗа – АФК и печально известном AVVA – были достигнуты.

Видимо, не зря гендиректор «Рособоронэкспорта» Сергей Чемезов и Владимир Путин изучали разведдеятельность. Информация о готовящемся контракте поступила в Кремль, и в рекордно сжатые сроки была разработана незамысловатая в своей эффективности операция. Бессменный председатель совета директоров ОАО «АвтоВАЗ» Владимир Каданников был приглашен на беседу в Москву, после чего покинул свой пост. Уходя, вазовский генералиссимус успел одобрить продажу компаний, ранее предназначавшихся СОКу, госпредприятию «Рособоронэкспорт».

Предполагалось, что деньги, необходимые для покупки акций, новый собственник получит у Внешэкономбанка. Условия были просто сказочные: крупнейший автозавод России приобретался в рассрочку. Однако что-то не срослось, и к внеочередному собранию акционеров госструктуры подошли, имея лишь около 2% акций.

Отсутствие юридически обоснованной базы не помешало «Рособоронэкспорту» еще до заседания совета директоров начать диктовать заводчанам свои условия. Вполне закономерно, что главной мишенью «государственников» стал основной конкурент – СОК и аффилированные с ним менеджеры автозавода. Если бы прочие акционеры придерживались буквы закона, у них осталось бы еще несколько месяцев для улаживания своих дел и относительно безболезненного ухода. Однако москвичи, как это принято говорить в бандитской среде, «взяли на понт» местных олигархов. Силовую поддержку им обеспечили генпрокуратура, МВД и, конечно же, ФСБ, возбудившие уже несколько уголовных дел на сотрудников автозавода. Опираясь на крепкое плечо Кремля, «Рособоронэкспорту» не составило особого труда выдавить с ВАЗа СОК и сформировать собственный совет директоров, юридически не имея на это никаких прав.

«То, что пакет акций АвтоВАЗа продан, лишь слухи, – подтвердил в четверг «Ведомостям» генеральный директор «Роспрома» (тоже член нового совета директоров) Борис Алешин. – Этот вопрос (выкуп акций) можно отнести на попозже. А государство лишь предоставило заводу эффективный менеджмент».

Эффективная деградация

Насколько в действительности эффективен этот менеджмент, можно судить по его прежней деятельности. За 5 лет существования ФГУП «Рособоронэкспорт» успел проявить себя лишь как посредник между производителями и покупателями вооружения. В указе президента РФ о создании этого ФГУП путем слияния «Росвооружения» с «Промэкспортом», «Рособоронэкспорт» так и именуется – «государственный посредник». Имея фактическую монополию на торговлю российским оружием (87%) и грамотно пользуясь нынешним положением производителей, вынужденных сбывать свою продукцию практически по себестоимости, «Рособоронэкспорт» уже с момента своего создания вошел в число ведущих компаний на мировом оружейном рынке. Могла ли подобная структура породить эффективных менеджеров – вопрос крайне спорный, поскольку в таких «шоколадных» условиях не приходится говорить о каких-либо серьезных кризисах, в преодолении которых и проявляется вся эффективность менеджера.

" hspace=

Поскольку полученные средства не инвестировались в ВПК, производители были лишены возможности развиваться. Это не могло положительно сказаться на состоянии отечественного ВПК. «Не так важно, сколько компаний продает вооружение за рубеж, как важно, ведутся ли в этой стране фундаментальные разработки, то есть, не продает ли она последнее», – заметил в интервью «RBC daily» директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. «Все, что сейчас продает Россия за рубеж, – это модификация ранее созданного вооружения, – согласен с коллегой эксперт Института стратегического и военного анализа Александр Храмчихин. – По крайней мере, мне неизвестно ни одного серьезного проекта по созданию принципиально нового оружия. Все, что делается, в основном, не более чем шумиха». Между тем, «Рособоронэкспорт» не особенно переживает по этому поводу, определив для себя главной целью полную монополизацию российского рынка вооружения. Что же касается непосредственно производства, то генеральный директор «Рособоронэкспорта» Сергей Чемезов (на фото) не без гордости заявил в феврале о заключении контракта на лицензионное производство в Китае самолетов Су-27 и Су-30 – в Индии. По мнению экспертов, при существующем уровне поддержки фундаментальных исследований через 10-15 лет нашими партнерами будут разве что беднейшие страны мира. Если и в развитии автопрома «Рособоронэкспорт» планирует придерживаться подобной стратегии, то лучше уж ВАЗу обойтись без такого «эффективного менеджмента».

Государственная ласка

Наличие у Бориса Алешина широко разрекламированной «стратегической программы» развития ВАЗа в частности и автопрома в целом призвано продемонстрировать широкой публике: на завод пришли государственно мыслящие мужи, способные к обустройству не только собственных коттеджей, но и промышленных отраслей. «ВАЗ давно не испытывал государственной ласки», – обронил Алешин, рассказывая о программе.

Предполагается, что в соответствии с этой программой автозаводу будет предоставлено в виде госгарантий по кредитам и прямого финансирования по федеральным программам не менее $ 5 млрд. Деньги должны пойти на разработку и создание «народного автомобиля» с высокими потребительскими характеристиками и низкой ценой. Однако реальный механизм получения федеральных средств в «программе» четко не определен.

Во что реально выльется реализация задумок главы «Роспрома», сейчас сказать сложно. Есть все основания полагать, что разрекламированная «программа» в действительности преследует две основные цели: имиджевую и финансовую. Однако ни одна из них не предусматривает решения такой задачи, как производство «народного автомобиля».

Первая, имиджевая цель – наработка позитивного образа действующей власти для более гладкого проведения грядущей избирательной кампании президента РФ. За оставшийся до выборов год реализовать программу все равно не удастся. Зато для создания имитации бурной деятельности этот срок оптимален: он позволяет освоить практически неограниченное количество средств, по которым не требуется немедленного отчета. А после, как гласит восточная притча, либо эмир умрет, либо ишак. Если в Кремле останется нынешняя «силовая» элита, то расходы спишутся. Если же власть сменится, нынешним «эффективным управленцам» что с растратой, что без нее ничего хорошего ожидать не приходится.

Что же касается второй цели, то аналитики полагают, что средства, полученные по программе развития автопрома, будут аккумулироваться для пополнения бюджета избирательной кампании президентского преемника. Нечто подобное на ВАЗе уже «проходили» в 1996 году, когда для переизбрания Бориса Ельцина потребовались дополнительные финансовые вливания. Тогда Владимир Каданников помог президенту, в результате чего заводчане не получали зарплату несколько месяцев. Теперь история рискует повториться, но предполагаемая схема движения денежных потоков, в соответствии с требованиями времени, станет более утонченной.

Таким образом, Алешинская «государственная ласка» может обернуться для налогоплательщиков дополнительными неоправданными расходами. АвтоВАЗ же в такой ситуации ничто не мешает отправить «в расход», записав на него все долги и обанкротив.

За державу не обидно

Пока суд да дело, «эффективные менеджеры» приступили к реструктуризации управленческой системы ВАЗа. Так теперь называется увольнение сотрудников, замеченных в «порочащих» связях с бывшими конкурентами «Рособоронэкспорта». Внезапно проснувшаяся любовь к отечественному автопрому и сильная спешка с назначением подконтрольного совета директоров позволила аналитикам предположить наличие третьей цели околоВАЗовской эпопеи – ликвидации сильной финансовой структуры, потенциально способной оказать сопротивление на политическом фронте. Удалив СОК от ВАЗа, госструктуры практически лишают самарскую группу компаний основных источников дохода, а значит, делают ее более безопасной для себя.

Без сомнения, у государства есть все основания для проведения на ВАЗе масштабной чистки. Размеры коррупции среди менеджмента среднего и высшего звена не поддаются описанию. Однако предполагать, что госструктуры появились на автозаводе для восстановления законности и правопорядка, было бы по меньшей мере наивно.

Не будем голословными. Счетная палата РФ, исследовав деятельность «Рособоронэкспорта», выявила странные факты. В 2001 году общий объем продаж российской военной техники составил $ 4,8 млрд. Ожидалось, что обязательные налоговые платежи в федеральный бюджет составят 4 миллиарда рублей. Однако на деле в госказну поступило лишь немногим более 200 млн рублей, что составило 5% от запланированного объема. Одним из самых загадочных неплательщиков счетная палата признала «Рособоронэкспорт». Эта госкомпания перечислила в федеральный бюджет 50 млн рублей, что составило 4% от ее чистой прибыли. Наивные налоговики предполагали, что получат от главного экспортера военной техники гораздо больше – 1 млрд 248 млн рублей. Но, как признают специалисты счетной палаты, никаких мер к «Рособоронэкспорту» применить не удастся – слишком велики «дыры» в законодательстве, определяющем взаимодействие субъектов оружейного бизнеса с налоговой службой.

Видимо, именно эта способность творить чудеса с налогами и является главным управленческим секретом «эффективных менеджеров» из «Рособоронэкспорта». Если до ознакомления с протоколами счетной палаты у кого-то еще оставались иллюзии относительно истинных целей и задач новых собственников АвтоВАЗа, то теперь вряд ли у кого-то возникнут сомнения в том, что знаменитая госкомпания приложит максимум усилий для переключения на себя ныне существующих «откатных» схем. Соответственно, и себестоимость производства «Лад» и «Калин» существенно не уменьшится. А значит, мечтать о создании действительно народного автомобиля могут только те, у кого уж очень сильно развито воображение.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления