Тест-драйв «жестянки Лиззи».
Ощущение езды на раритете были непередаваемыми: сидишь высоко, видишь далеко, вроде и не в машине. Тест-драйв антикварной машины Ford T – знаменитой «жестянки Лиззи» – организовал в Тольятти директор техцентра «Имола-авто» Алексей Матяев. «Имола» – официальный дилер Ford, а директор компании – большой фанат машин этой марки. Свою «жестянку» он привез из Скандинавии, потратив на это немало сил и средств. И вот теперь, после того, как более-менее привел машину в порядок, созвал полюбоваться на свое приобретение журналистов.
Правда, одно испытание дорогой «жестянка» уже прошла, побывав в гостях у самарских коллег Алексея. Но – не совсем удачно. Собираясь в гости, Матяев чуть не разворотил двор техцентра, пытаясь затормозить на старинном механизме. Да и презентация самой машины началась с неприятного сюрприза – шина на одном из колес «Лиззи», верно прослужившая пятьдесят лет, как раз в утро перед приемом решила лопнуть. Пришлось ее подкачивать, а уж потом демонстрировать собравшимся ходовые качества знаменитейшей машины.
«Эта машина могла проехать где угодно – и по дороге, и по песку, и по грунтовке, – расхваливал Ford T Матяев, – ремонтировать «жестянку» можно было в любой деревенской кузне. Стоила машина столько, что была по карману любому – 300-400 долларов, а в 1925 году цена опустилась до 260 $ . Заводится машина «с ручки». Магнето оригинальной конструкции располагается в маховике двигателя. Распределитель – в передней части блока цилиндров, и жгут проводов связывает его с четырьмя высоковольтными катушками – по одной на цилиндр. Вслед за двигателем располагается уникальная двухступенчатая коробка передач, управляемая с помощью педалей, воздействующих на ленточные тормоза.
То есть, усевшись за руль Ford T, видишь внизу три педали, но совершенно с непривычными функциями. Левая управляет коробкой передач – нажмешь, включается первая, отпускаешь – вторая, а промежуточное положение ловит нейтраль. Центральная педаль включает задний ход, а правая – рабочий тормоз. Сбоку – рычаг стояночного тормоза, действующего на задние колеса.
В общем, управление «жестянкой» – не для слабонервных. Разобраться с непривычки сложно. Кстати, в начале двадцатого века некоторые штаты ввели два типа водительских удостоверений – на право управления «жестянкой Лиззи» и для всех остальных автомобилей.
Но сам Матяев уже вполне может работать инструктором для начинающих ездить на Ford T – во всяком случае, по широченной Борковской он довольно лихо вел свою сверкающую черным лаком машину. Под аплодисменты зрителей.