Авто Жесткие игры в Тольятти

Жесткие игры в Тольятти

Начало 2008 года в Самаре обещает быть жарким. Два обстоятельства осложнят обстановку в городе: грядущая реструктуризация и сокращение рабочих мест на АвтоВАЗе и мартовские выборы мэра города...

" src=

Начало 2008 года в Самаре обещает быть жарким. Два обстоятельства осложнят обстановку в городе: грядущая реструктуризация и сокращение рабочих мест на АвтоВАЗе и мартовские выборы мэра города, на которые выдвинут главный инженер все того же АвтоВАЗа.

А вы в убытке? К вам идет Гон!

О том, что в ближайшее время тольяттинский автогигант ожидает появление самого жесткого и гениального управленца от Renault и Nissan, стало известно буквально в последние дни.

Поле покупки четверти акций АвтоВАЗа некоторое время не было ясно, каким образом иностранцы вмешаются в управление производством. И вот теперь становится ясно, что Карлос Гон, знаменитый «спаситель» Renault и Nissan, собирается прийти на АвтоВАЗ, чтобы сделать российскую компанию достойной мирового уровня.

Напомним, Карлос Гон пришел в Renault в середине 1990 годов. Renault тогда находилась в глубоком кризисе. Так, только в 1996 году компания потеряла два миллиарда франков. Заметим, что в то время 40% акций французского автоконцерна принадлежали государству, которое не спешило проводить реформы и ссориться с профсоюзами и населением. На непопулярные меры решился новый менеджер компании Гон, ливиец по национальности, родившийся в 1954 году в Бразилии. Результатом его действие стало закрытие завода Renault в Бельгии и массовые увольнения рабочих.

Францию накрыла волна забастовок, но в следующем в 1997 году Renault получила первые прибыли. Практически один в один повторилась эта ситуация и с компанией Nissan, акционеры которой, глядя на успехи Гона по выведению из кризиса французских автостроителей, также решились «пойти под крыло» к Гону. Тот закрыл пять заводов в Японии, уволил почти 14% персонала Nissan, причем не только простых рабочих, но и менеджеров – своих мест лишились почти 50% управленцев разных уровней. Ходили слухи, что действия Карлоса Гона привели к самоубийствам некоторых бывших руководителей компании. Но вот – Nissan снова в прибылях.

Так что тольяттинцам не позавидуешь. Если Карлосу Гону руководство АвтоВАЗа даст карт-бланш, то автоградцев ждет судьба французов и японцев. Однако, в отличие от иностранных коллег, которые смогли устроиться на новых работах или переехать в другой город, тольяттинцев ждут суровые времена. Ведь уже сейчас жилье в Автограде стоит куда дешевле самарского, следовательно, найти работу в губернской центре и переехать в него будет очень сложно. Большую часть автовазовских рабочих составляют сорокалетние рабочие, причем уже сейчас, оценивая обстановку на предприятии, эксперты считают, что можно безболезненно для производства увольнять до 50% работающих.

«Очень сомневаюсь, что на такие меры пойдут сейчас в Тольятти местные и областные власти, – комментирует ситуацию генеральный менеджер автосервиса «Лига АвтоТранс Плюс» Мухаммед Салиметдинов, коренной тольяттинец, – ни политическая, ни социальная обстановка в городе не позволят этого. Во-первых, автоградцы и так обозлены конфликтом вокруг поднятия зарплаты рабочим. Во-вторых, весенние выборы президента РФ и мэра Тольятти могут быть сорваны серьезными волнениями, которые могут возникнуть в Автограде; а пройдут обязательно, если менеджеры АвтоВАЗа решатся на массовые увольнения. Вообще, жизненный уровень автоградцев заметно упал за последние 10 лет. И я, когда пять лет назад перебирался в Самару, например, не прогадал – мой бизнес в губернском центре гораздо менее криминализирован, да и более доходен.

Государство нам поможет

«А я уверен, что такой ситуации, как в Японии и во Франции, у нас не произойдет, – убежден владелец РА «Центр бизнескорреспонденции» Виталий Строгачев, – оттого, что государство должно поддержать автовазовцев. Я проработал на Вазе десять лет, и сейчас многие мои друзья там стали менеджерами среднего звена. В случае, если Гон решиться на такие же меры, как за границей, им грозит увольнение. А у всех семьи, дети, кредиты, ипотека. Люди выйдут на улицу. Но, считаю, до такого не дойдет. Профсоюз АвтоВАЗа вполне владеет обстановкой на предприятии и сумеет договориться с руководством.

Я сужу по тому, что всякий раз, когда за последние два года возникали разговоры об увольнениях, все в конечном итоге сводилось к тому, что сокращали только тех, кто увольнялся по личным мотивам или уходил на пенсию. Кроме того, недавно сообщили о том, что Минэкономразвития разработало программу по поддержке отечественного автопрома. Я не знаю подробностей, но, думаю, эта федеральная целевая программа должна быть рассчитана в первую очередь на поддержку АвтоВАЗа».

Напомним, что на прошедшей недавно конференции по развитию автомобильной промышленности директор департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития Андрей Клепач сообщил, что к 2010 году импорт легковых автомобилей в Россию достигнет отметки в два миллиона штук в год. «При ожидаемом росте импорта к 2010 году до двух миллионов и сборки иномарок внутри страны на уровне 1,2–1,3 миллиона автомобилей, мы прогнозируем объем рынка в 3,5 миллиона. машин. Для отечественных автомобилей ниша останется совсем небольшая, а именно 600–700 тысяч в год максимум, что заметно меньше, чем сейчас», – заявил он.

Однако целевая федеральная программа по поддержке автопрома будет разработана только к 2009 году. Единственное, на что остается в такой ситуации надеяться тольяттинцам – это лоббирование своих бывших работников и руководителей: губернатора Самарской области Владимира Артякова, генерального директора «Ростехнологии» Сергея Чемезова и своего бывшего директора по инженерно-техническому обеспечению Анатолия Пушкова, которого недавно коллектив завода выдвинул на пост мэра Тольятти.

Сам Пушков, комментируя свое выдвижение на пост мэра, заявил: «У нашего предприятия сегодня новый виток развития, это сродни тем событиям, когда завод только начинался строиться более 40 лет назад. И новый этап развития во многом связан с городской жизнью. Конечно, готовых рецептов по решению проблем города нет, а их немало: коммунальное хозяйство, дороги, жилищное строительство. Но я не могу пренебречь доверием вазовского коллектива и приложу все свои силы, чтобы стать достойным кандидатом на предстоящих выборах».

Президент АвтоВАЗа, экс-глава Роспрома Борис Алешин при назначении на свою должность отметил: «Нужно выводить непрофильные активы и создавать вокруг завода промышленную зону, где будет создано производство компонентов, туда же перейдет и часть персонала АвтоВАЗа». А говоря о своих планах получения помощи от государства для реорганизации производства, Алешин сказал, что новая команда вполне в состоянии составить толковый инвестиционный проект, под который правительство может выделить средства: «По сути, в правительство не представлен толковый документ, на который можно было бы выделить деньги; то, что есть – не пойдет, я сам бы на него не дал денег».

Таким образом, развитие ситуации в Автограде сегодня нельзя с точностью предсказать: либо серьезные увольнения в результате действий Карлоса Гона, либо поддержка государства и серьезные федеральные вливания. Каким путем будут развиваться события – скорее всего, будет ясно уже в начале 2008 года.

Фото: Коллаж Алины ВИШНЕВСКОЙ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления