«Мафия» в переводе с итальянского означает «моя семья». Кровное родство нередко оказывается той самой силой, которая втягивает близких друг другу людей на другую сторону закона. В Самарской области одной из таких группировок оказалась ОПГ «Беркут». Название она получила не от хищной птицы, а от фамилии ее лидеров — братьев Владимира и Константина. Открываем еще одну страницу в криминальной истории региона с помощью автора блога «Бандитская Самара» Олега Иванца.
ОПГ из спортсменов
История долгого полета «беркутов» началась на рубеже 80-х и 90-х годов в Новокуйбышевске. В то время в городе было только одно предприятие — Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод. Правда, на границе десятилетий оно оказалось в экономическом кризисе. Это обстоятельство стало катализатором для зарождения другой, подпольной жизни.
Пока одна часть горожан пыталась открывать кооперативы и заработать на хлеб с маслом честным трудом, другие же решили пойти другим путем. Зарождалась прослойка новокуйбышевских «пацанчиков» постепенно.
— Не было такого, чтобы с появлением первых кооператоров и торговцев вдруг появлялись бандиты с жизненными позициями. Большинство членов ОПГ и поторговать успели, и грузчиками поработать. Они были нормальными людьми. Но они пытались найти свой круг общения и находили его в бандитской среде. В основном такая проблема была у спортсменов. Зачастую, возвращаясь с очередной смены без гроша в кармане, «глава семьи» видел своего знакомого по секции. И тот сидел в модной вишневой «девятке». Тогда-то и появлялась мысль, что честный трудяга что-то делает не так. И так пополнялись ряды бандитов, — пояснил Олег Иванец.
Гнездом «Беркутов» стала секция бокса в одной из детско-юношеских спортшкол Новокуйбышевска. У ребят, которые даже занимались у одного тренера, была разная судьба. Кто-то торговал, кто-то работал, а кто-то бездельничал или воровал. И собрать их всех в одну команду решил Константин Беркут.
По слухам, он был сыном обычной уборщицы на одном из предприятий города. Простой парень «с нашего двора», у которого был еще младший брат Владимир. Но уже тогда Беркут-старший отличался упорством, хитростью и отсутствием страха.
Вместе с ним с нелегальных рынков Новокуйбышевска собирали дань еще несколько человек — Олег Зеленый, Евгений Лисин (Ильич), Георгий Гусаров (Лагвилава), Евгений Куянов, Константин Щербаков, Олег Гусев и другие. И далеко не сразу всю эту команду возглавил именно Константин Беркут. Со временем он сумел завоевать нужный авторитет.
— Возможно, это стало логичным следствием существования и развития бригады. Пока они занимались мелким рэкетом, то потребности в единоначалии не было. А когда начались крупные дела, то потребовался не просто лидер, но и «лицо». Он должен был представлять группу и на переговорах, и в правоохранительных органах. Да и просто нужен был специалист, способный развести любого коммерсанта, — предположил Олег Иванец.
Так или иначе, именно рубеж двух десятилетий и стал отправной точкой для становления «беркутов». Кроме рынков, их интересовали еще и наперсточники. В сферу их интересов входили владельцы столов не только из Новокуйбышевска, но и из Самары. И здесь они кучковались около ЦУМ «Самара».
Комсомольцы-добровольцы
На рубеже двух десятилетий Новокуйбышевскому НПЗ потребовались посредники. Ими по стечению обстоятельств стали вчерашние комсомольцы. Получив от государства и силовиков льготы и преференции, они хлынули в бизнес. Туда же, но с другой стороны и с другими запросами подошли и лихие ребята.
— Здесь, скорее всего, сыграл фактор большей притягательности. Кооператорам-комсомольцам было проще беседовать со спортсменами, чем с уголовниками. Тем более что многие из первых сами были когда-то комсомольцами, — предположил Олег Иванец.
Он считает, что активность многочисленных рэкетиров в итоге позволила возвыситься ОПГ братьев Беркутов. Ведь новым русским было проще договориться о крышевании с «нормальными пацанами», чем с уголовниками и наркоманами.
— Для этого даже целый спектакль разыгрывали. В начале рабочего дня в офис кооператора заходили представители криминалитета. Всё как положено: наколки, блатная феня, вызывающее поведение. Предлагают отстегивать по 20% прибыли ежемесячно за охрану. На размышления дают три дня. Напуганный бизнесмен ищет выход. И тут как тут «беркуты» с предложением помочь подоспели... Впоследствии роль бандитов играли сами ребята из ОПГ, — пояснил блогер и писатель.
Олег Иванец предполагает, что видимость конкуренции разных криминальных групп поддерживали и силовики.
— Им это было выгодно. Там их легче контролировать. По слухам, в 90-е один коммерсант (бывший военный) пришел к силовикам и предложил местным начальникам 20% от прибыли. Мол, лучше помогать милиции, чем бандитам. А ему и отвечают, что деньги брать люди в погонах не смогут, так как статья. И крышеванием они не занимаются. А вот «беркуты» — это те люди, к которым стоит обращаться.
Да и авторитет братьев Беркутов, особенно Константина, был не столько криминальный, сколько «человеческий».
— Новокуйбышевск — небольшой город. Многие или учились, или вместе работали. И отношения там другие. Коммерсанты, которые платили братьям, считали их не рэкетирами, а своей защитой. Для кого-то они были соседями или одноклассниками. Мне повезло в 1994 году общаться с Константином Беркутом. Он поразил меня своей простотой. Чувствовалось в нем какое-то простое пролетарское панибратство, — поделился воспоминаниями Олег Иванец.
«Где деньги, Зин?»
Первые годы своего существования «беркуты» старались не прибегать к кровопролитию. Даже если дело и пахло жареным, все вопросы решались с помощью кулаков.
— В 1989 году в Новокуйбышевске зарегистрировали кооператив «Эра». Он выпускал полиэтиленовые пакеты. В то время — жуткий дефицит. Его учредителем был Никита Хведчик, ставший с годами олигархом. Но, по слухам, долю в бизнесе с ним делили Константин Беркут и Евгений Лисин, — рассказал Олег Иванец. — И до 1991 года ОПГ Беркутов занималась мелким рэкетом, крышеванием и сбором долей с нефтяного бизнеса. А после начались смерти людей.
Но свой первый срок Константин Беркут получил не за убийство. А за довольно странное и запутанное преступление, следы которого ведут в московский аэропорт Шереметьево.
В декабре 1989 года у представителей одной компании похитили около 800 тысяч долларов. Их перевозили из нью-йоркского банка в Москву. За дело взялись КГБ и Генпрокуратура. Известно, что участниками нападения были грузчики аэропорта. А о дальнейших событиях существует несколько версий.
По первой, бывшие грузчики открыли свой бизнес и стали жить на широкую ногу. Дошло до того, что коммерсанты решили приехать в Куйбышев за новым автомобилем. Правда, богатеи остались без «Жигулей» последней модели. Вместо машины они оказались в руках ОПГ Беркутов. И в момент получения денег от грузчиков «братков» и задержали.
По второй версии, отправиться в Куйбышев москвичам посоветовал некий Марк Пироцкий. Якобы здесь были «классные ребята, которые могут помочь». Ими как раз и оказались Беркуты-сотоварищи.
— Двух бывших грузчиков встречают, закрывают в сарае в лесу и «выбивают» признания о тайнике с деньгами. Оказалось, деньги закопали в огороде. Москвичи пишут письма родственникам и просят не мешать «тимуровцам», которые приедут копать. Члены ОПГ «Беркут» выкапывают около 100 тысяч долларов, возвращаются домой и отпускают заложников. Те, естественно, ни о чем говорить не стали — деньги-то украденные, — рассказал писатель.
В итоге бывшие грузчики продолжают сорить деньгами, и им вторят «беркуты». Тут-то на них и кладет глаз КГБ — откуда в Новокуйбышевске баксы? И в итоге dolce vita не длится долго. Одну из купюр опознают как похищенную, да и к бывшему грузчику возникло немало вопросов. И все следы привели в Куйбышев.
Константина Беркута и его товарищей: Олега Гусева, Константина Щербакова и Евгения Куянова — задерживают. Из всех похищенных денег удается найти только 16 тысяч долларов, зарытых в лесополосе в Новокуйбышевске.
Суд приговаривает Беркута-старшего к 6 годам лишения свободы. Через 1,5 года его переводят в колонию-поселение. Оставшиеся на свободе члены ОПГ выполняют представительские функции, а лидер продолжает руководить.
И полилась кровь...
Так бы и сидел Беркут-старший в колонии до «звонка», если бы не трагедия, которая произошла в его семье. В апреле 1994 года во дворе биржи на пересечении Осипенко и Ново-Садовой киллер расстреливает Владимира Беркута.
Расследовавших это дело сыщиков смущает один факт: убийца приехал на зеленом УАЗе. Дело в том, что в те годы такой транспорт ассоциировался с военными. И подозрение пало на силовиков. Узнав о смерти брата, Константин Беркут сбегает из колонии. Но его вскоре задерживают в Самаре.
А через неделю на Ульяновской неизвестные расстреливают «Ниву», в которой находились Олег Графкин и Олег Гусев. Первый умер на месте, второго же госпитализировали, а затем увезли в клинику в Москву. И, что любопытно, киллеры снова передвигались на зеленом автомобиле УАЗ.
Несмотря на частичное «обезглавливание» ОПГ, «беркуты» продолжали расти и процветать. Часть их общака пополнялась, например, с Кировского и Ракитовского рынков.
Правда, структура самой банды сильно изменилась. Из банды спортсменов она стала группой уголовников и наркоманов. Но к середине 90-х многие группировки стали такими же. Правда, банда Беркута выделялась из общей массы криминалитета — она оставалась славянской. Сам лидер был категорически против «гостей с Кавказа» на разных уровнях. И из-за этого в Самарской области начинается война группировок.
В мае 1996 года киллер убивает Олега Гусева и Александра Глушонка, представителей ОПГ Беркута. В 1996 году на пороге автомастерской на Больничной стреляют в Анатолия Макоткина (пуля попала в поясницу и задела почку, но ему удалось выжить). После, в августе 1997 года, погибают члены ОПГ Саида Центроева из Чечни по фамилии Косумов и Шахгиев. В ноябре того же года на Полевой расстреливают машину, в которой находятся Евгений Лисин и Марат Багалов. Киллера удается поймать с поличным. Им оказывается Юрий Григорьев, который и вовсе сотрудничает с ОПГ «Коникс» (названа в честь рынка в 15-м микрорайоне. — Прим. ред.).
После смерти Ильича (Лисина) его место занимает Сергей Старцев, а правой рукой становится Олег Зеленый. Но в 1998 году погибают и они.
Параллельно смотрящий за Самарой Важа Рамишвили пытается отжать часть бизнеса у Константина Беркута. Тот, в свою очередь, обращается за помощью к членам еще одной группировки. Ему соглашаются помочь братья Юхненко из Тольятти, также известные как «купеевские». Они же представляли Союз воинов-интернационалистов, участвовавших в боевых действиях в Афганистане.
Несмотря на многочисленные убийства, Константин Беркут прикладывает все усилия для легализации своей ОПГ. После смерти Сергея Старцева он доверяет решать часть вопросов Олегу Родионову. Сам же лидер, по слухам, уезжает в Москву и даже умудряется закрутить роман с известной телеведущей.
Тем не менее бизнес ОПГ продолжался. В Тольятти, например, банда на пару с «купеевскими» контролировала местную нефтебазу. В Самаре, предположительно, у «беркутовских» была доля в молодом сотовом операторе.
Падение «Беркута»
Конец XX века ознаменовался крахом полукриминальной империи Константина Беркута. В феврале 1998 года погибают Олег Зеленый и Вадим Палатин. В апреле 1998 года в центре Тольятти киллеры, переодетые в форму ОМОН, устраивают бойню в Фонде ветеранов Афганской войны. Погибло шесть человек, четверых еще и добили контрольными выстрелами. В списках погибших значились Роман и Александр Юхненко. Выжить же удалось Сергею Столярову и Игорю Абрамкину. Одного из них прикрыл своим телом бывший подчиненный.
Год спустя, в апреле 1999 года, в Тольятти состоялись поминки по погибшим в бойне. В автоград приехали как воины-интернационалисты и бизнесмены, так и бандиты. Среди гостей были Константин Беркут, Олег Морев, Владимир Глушонок и Владимир Шаров. Обратно они уезжали 14 апреля. Около ж/д переезда близ села Курумоч перед Mitsubishi Pajero, в котором ехали авторитеты, загорелся старенький ВАЗ-2102. На дороге находились рабочие в спецодежде. Внедорожник попытался объехать препятствие, но люди в оранжевых робах достали откуда-то автоматы и открыли огонь по джипу. Потом они всё бросили, сели в Audi, который двигался следом за Pajero, и скрылись. На месте расстрела нашли больше полусотни гильз.
Почти все, кто находился в Mitsubishi, погибли. Выжил только Сергей Глушонок. Ему удалось выскочить из салона и убежать в сторону леса. Киллеры попали мужчине в плечо и бедро, и с этими ранами Глушонок оказался в больнице.
Летом 1999 года на стадионе «Искра» во время любительского футбольного матча убивают Александра Куликова. Его считали казначеем ОПГ.
Чуть позже, 14 июля 1999 года, на пересечении проспекта Металлургов расстреливают Nissan Maxima. В салоне находилось еще два члена банды Беркута — Александр Кожушко и Валерий Спицын.
— Это напоминало гангстерский фильм. Изумрудная «восьмерка» начала обгонять иномарку. Когда машины поравнялись, из отечественной легковушки показались дула автоматов. Очереди начали прошивать Nissan. Досталось еще «четверке», которая ехала навстречу. И две пули попали в ближайший минимаг. В салоне «восьмерки» потом нашли автоматы АКСУ и АК-47. Последний, как оказалось, похитили из части в Буденновске, — рассказал Олег Иванец.
Сергей Столяров, которому удалось выжить в бойне в Фонде, исчез 9 октября 1999 года — он выехал на своей «Ниве» из поселка Федоровка в Тольятти, и больше его не видели. Через пару дней, 11 октября, бесследно пропадает Игорь Абрамкин. Мужчина возвращался с автостоянки у гостиницы «Жигули» к себе домой.
1 ноября 1999 года в Самаре, на пересечении Ново-Вокзальной и Стара-Загоры, неизвестные расстреливают Toyota Land Cruiser и ВАЗ-2110, принадлежавшие Олегу Родионову.
Погибли охранник — бывший воин-афганец Александр Самородов — и водитель. Сам же бизнесмен выжил. То, как ему удалось спастись, остается загадкой. По одной версии, в иномарке были затонированы стекла, и нападавшие просто не видели, в кого стреляют. По другой, Олег Радионов сумел вовремя выскочить из машины.
Ответным ударом можно считать нападение на ВАЗ-2105, на котором ездил Важа Рамишвили. Его расстреляли из автоматов 16 ноября 1999 года на пересечении Губанова и Ново-Садовой. Две пули попали смотрящему за городом в голову — одна в глаз, вторая в подбородок. Мужчину увезли в больницу железнодорожников, спасти его не удалось.
Финальную же точку в этой кровавой истории поставили в ночь с 30 марта на 1 апреля 2000 года. Олег Родионов вместе с детьми возвращался из ОАЭ. В столичном аэропорту Шереметьево его встретили знакомые на двух машинах. Коммерсант с сыном и дочкой сел в Mercedes, попутчики — во второе авто. Но спустя некоторое время иномарка продолжила путь в одиночестве. На Ленинградском шоссе машину стал догонять и жать к обочине ВАЗ-2109. Водителю пришлось остановиться. К Mercedes подошли два милиционера. Они надели на Родионова наручники и потребовали пересесть в «девятку». Водителя же иномарки «вырубили». С тех пор бизнесмена никто не видел.
По словам его детей, неподалеку от места «спектакля» находился пост ГИБДД. И инспекторы якобы видели всё это, но никак не вмешивались.
27 ноября 2003 года на пороге дома на Ленинградской убивают Сергея Глушонка. Он собирался зайти в подъезд, когда раздались выстрелы. На месте преступления нашли пять гильз и три пули.
Остался только камень на детской площадке
О братьях Беркутах в Самаре вновь заговорили спустя 20 лет. В августе 2018 года жители дома № 21 на Ново-Садовой возмутились тем, что на детской площадке появился... могильный камень.
Выяснилось, что обелиск установили незаконно на месте убийства Владимира Беркута. На надгробие на детской площадке обратили внимание даже на федеральном уровне. Правда, некоторых смутил тот факт, что камень заметили не сразу, а спустя некоторое время.
— А до этого что, все спали летаргическим сном и памятника не видели? Или это ноу-хау самарское — играть прямо на кладбище среди могил? — возмущалась одна из подписчиц известного блогера, который осветил историю с памятником в своем материале.
И обелиск исчез — так же таинственно, как появился...
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас, где удобно.