Одна из точек притяжения филиала Третьяковской галереи в Самаре — «Соседский огород». Это грядки под открытым небом и теплицы, где все желающие выращивают овощи и вместе собирают урожай. Это отсылает к тому, какой должна была стать фабрика-кухня, в здании которой расположился филиал, в советское время: общественным добрососедским пространством, где можно попробовать на вкус социалистическую утопию.
Где овощи с огородом, там должна быть «мокрая точка», чтобы можно было организовать полив. Рядом с пространством появился уникальный фонтан из горы эмалированных ванн, тазов, ведер, ковшиков и плошек. Вода идет вверх, омывает каждый элемент кухонной утвари, и цикл самоомываемости повторяется снова и снова.
Кто за этим стоит
Необычный арт-объект создал известный современный художник Андрей Сяйлев. В своей, на первый взгляд, легкой работе творец отобразил память о поколениях людей, для которых задумывалась фабрика-кухня.
В Самаре уже есть несколько работ Андрей Сяйлева. Одна из самых известных, которая разошлась по интернету и стала мемом, — уличная инсталляция, где книги исполняют роль кирпичей для обвалившегося фрагмента фасада.
Почему работа кажется легкой? Объекты расположены своеобразной горой, от больших тазов до маленьких мисок, и художник сделал это намеренно, чтобы у зрителей возникла мысль, что они тоже так могут. Но главная цель фонтана — создать новый смысл для старых вещей.
— Эту посуду, ковши и тазики я скупал по всей Самаре, просматривая бесчисленное количество объявлений о продаже. Конечно, в большинстве случаев это продавалось за копейки, люди избавлялись от них. И мне было очень важно объяснить им, для чего я эту вещь покупаю, чтобы они понимали, что их старая покоцанная мисочка, которую они могли и выкинуть, превратится в сверхважный символический объект, — рассказал создатель.
Свою работу Андрей Сяйлев ассоциирует с течением в авангардном искусстве «реди-мейд». Его сформулировал в начале XX века художник Марсель Дюшан, перевернув писсуар вверх ногами и назвав его фонтаном. В «реди-мейд» привычные предметы помещаются в нестандартную среду и приобретают новое значение.
Искусство социальное
Перед открытием фонтана художник провел паблик-ток и рассказал больше о своем творчестве и о том, что создает социальные инсталляции. Для него важен не столько материальный след события, который он оставит — фонтан, — сколько возможность рассказать о нем людям, поделиться с ними творческим опытом.
— Я хочу, скажем так, затянуть людей на свою орбиту, где я творческим образом проживаю тот или иной момент и создаю нечто новое. Я стремлюсь поделиться тем, что важно для меня, — говорит Андрей Сяйлев.
Часть единого целого
Фонтан Андрея Сяйлева — одна из немногих работ, которые уже появились и появятся в будущем в 13 городах России. Это часть проекта «Т-Банкси», который совместно реализуют Т-Банк и бюро паблик-арт-проектов и социально-культурного проектирования «Новь».
Художники в Архангельске, Мурманске, Саратове, Туле, Челябинске, Перми, Нижнем Новгороде, Уфе, Самаре, Рязани, Калуге, Петрозаводске и Екатеринбурге помещают свои работы в локальный контекст, обязательно отражая в творчестве смыслы трансформации, развития, перерождения. Это символизирует недавний ребрендинг Т-Банка.
— Для нас главное — рассказать о том, как мы меняемся, языком искусства. И с этой задачей мы обратились к главным специалистам по уличному искусству — бюро «Новь». Работа Андрея Сяйлева вписывается в наш контекст идеально: все эти ванночки, тазики, кастрюли и ковшики были не нужны, раз они от них избавлялись. И эти, скажем, потерянные вещи благодаря художнику становятся прекрасным объектом искусства, с которым люди, самое главное, могут вновь взаимодействовать, — поделился сотрудник группы креативных партнерств в Т-Банке Александр Сулимов.
— Работая над проектом, мы стремились показать всё разнообразие того, как могут художники взаимодействовать с уличным пространством. При создании объектов мы во многом отталкивались от того, в каких направлениях работают творцы, и у нас получилось очень интересно. Среди 13 работ есть и муралы, и мозаики, ассамбляжи, интервенции — это когда художники взаимодействуют с уже существующими объектами. Выбраны и необычные локации, которые тоже раскрывают весь замысел: функциональная инсталляция Андрея Сяйлева расположена на территории нестандартного творческого пространства, — рассказала подробнее продюсер проекта бюро «Новь» Мария Кочнева.
Посмотреть уникальный фонтан, пока стоит теплая погода, можно в самарском филиале Третьяковской галереи по адресу: ул. Ново-Садовая, 149.