RU63
Погода

Сейчас+4°C

Сейчас в Самаре

Погода+4°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +2

2 м/c,

сев.

765мм 71%
Подробнее
0 Пробки
USD 90,99
EUR 98,78
Город Максим Михайловский, старший преподаватель кафедры истории Тольяттинского госуниверситета: «Мы не будем ориентироваться на какие-то выдуманные вещи. Это будет историческая реконструкция, максимально соответствующая оригиналу»

Максим Михайловский, старший преподаватель кафедры истории Тольяттинского госуниверситета: «Мы не будем ориентироваться на какие-то выдуманные вещи. Это будет историческая реконструкция, максимально соответствующая оригиналу»

" src=

Недалеко от Тольятти археологи создают музей под открытым небом. После начала его работы посетители такой выставки-реконструкции смогут и посмотреть, как жили их предки, и примерить на себя быт минувших эпох. Например, попробовать собственными руками с помощью каменного рубила свалить дерево или вылепить из глины горшок и обжечь его в гончарном горне. А еще можно будет прокатиться по Волге в камышовых лодках. Вообще, целей у этого необычного проекта три: научная, воспитательная и развлекательная. О самом проекте корреспондент 63.ru разговаривала со старшим преподавателем кафедры истории Тольяттинского государственного университета (ТГУ) Максимом Михайловским и директором туристского информационного центра Тольятти Еленой Рождественской.

Чтобы не только слышать, но и более чётко понимать, о чём идёт речь, мы отправились на полуостров Копылово. По пути Максим показывал картинки с изображением первобытных людей и орудий их труда. Подъезжая к турбазе «Политехник», стало очевидно, что люди здесь бывают нечасто, а машины проезжают ещё реже. Максим начал постепенно вживаться в роль экскурсовода.

– В своё время турбаза «Политехник» была закреплена за ТГУ (тогда ещё – Тольяттинским политехническим институтом). Здесь были деревянные домики, потом их снесли и начали возводить капитальные строения. Затем началась перестройка, и государство прекратило финансирование. В середины 90-х годов XX века турбазу забросили. Это вот – старое разрушенное здание столовой, это – новое, недостроенное, которым заинтересовались альпинисты.

Со временем здесь можно создать историко-спортивно-туристический центр, – добавляет Елена. – Объект находится недалеко от города, и это, безусловно, плюс. Надо будет указатели поставить и решить вопрос с транспортом. Потому что пока сюда можно на личном автомобиле приехать. Либо идти пешком от пассажирской переправы или от остановки общественного транспорта. Но это далековато.

– Километра три-четыре, – продолжает Максим. – Вон там есть кирпичные дома, но я вас туда не поведу: там крапивы много. Этим летом мы приехали на «Политехник» с группой около 45-ти человек и начали заниматься расчисткой той территории, где сейчас стоит лагерь и воссоздаются объекты. Потом занялись заготовкой стройматериалов: глины, кирпича, и сейчас уже строительство некоторых объектов подходит к концу. У нас лагерь то уменьшается, то увеличивается. Нам здесь помогали не только студенты исторического факультета ТГУ, но также ребята из археологических кружков Тольятти, Самары и Новокуйбышевска, преподаватели Академии бизнеса и банковского дела, ведущие сотрудники Института истории и археологии Поволжья, выпускники электротехнического факультета ТГУ. Одним словом, коллектив большой.

– Максим, как вы называете свой проект?

" src=

– Центр исторического моделирования или историко-культурный центр. Однако по поводу названия у нас с коллегами сейчас идут бурные споры, поэтому мы сначала договоримся, а потом окрестим. Идея проекта родилась около семи лет назад, когда мы ещё были студентами исторического факультета. Я тогда ездил на Урало-Поволжскую студенческую археологическую конференцию. И когда мы с ребятами собирались, кто постарше – аспиранты или кандидаты наук, говорили, что за рубежом такие «первобытные деревни» воссоздаются и служат неплохим учебным пособием для школьников, привлекают достаточно большое количество туристов и плюс ко всему – способствуют развитию науки.

Реконструируя технологии той эпохи, мы проще понимаем те вещи, которые находим в процессе раскопок. То есть нашёл какой-то осколок керамики. Если недолго этим занимаюсь, я себе слабо представляю, как он изготовлен, к какой культуре его отнести. А когда я собственными руками смоделировал, понял, что этот горшок растрескался не оттого, что его разбили в гневе или случайно, а потому, что он просто переобожжен в гончарном горне. Вижу, какие технологии применяются, из чего изготовлена керамика, какие примеси туда добавляются, например, толченая ракушка, крупный песок, для того чтобы горшки были крепче при обжиге.

Мы начали потихоньку собирать материал. С нами готовы сотрудничать ребята из Ульяновского музея и помочь в создании металлургической мастерской, то есть по плавке железа. Из Казани ребята обещали помочь. То есть здесь планируется масштабная историко-археологическая реконструкция. В результате мы сможем увидеть быт наших предков, живших на этой территории с эпохи камня и до Средневековья. Оказалось, что турбаза «Политехник» отлично подходит для реализации задуманного. Территория самой турбазы больше четырех гектаров. Мы для начала попробуем освоить примерно половину. Это, конечно, наполеоновские планы, но на меньшей территории наши объекты не поместятся.

Собирая по дороге ежевику, мы дошли до самих объектов. Первые из них разместились недалеко от обрыва. Внизу Волга.

" src=

– Нет, здесь весной не затопит. Проверено, – развеял наши с Еленой опасения Максим. – Вот это – гончарный очаг. Здесь предметы из глины обжигают самым, который только возможен, примитивным способом, за исключением кострового. Керамика здесь лучше сохраняется, потому что доступ воздуха ограничен стенами очага. Поэтому большое количество глиняных сосудов, сделанных нашими археологами, до сих пор остаются целыми. При костровом обжиге, когда глиняные сосуды помещаются посреди костра и обжиг проходит несколько часов, большинство сосудов, к сожалению, трескаются.

Очаг – это вторая ступень развития человечества. Он изготавливался из кирпича-сырца. У нас тоже изготовлен из кирпича, скреплённого глиной, и мы проводим здесь эксперименты по обжигу керамики, изготовленной по технологиям эпохи бронзы на территории Самарской области. То есть три с половиной тысячи лет назад приблизительно таким же образом проводился обжиг керамики, из которой люди, населяющие эту территорию в тот период, ели-пили. Я такие очаги видел, когда во время археологических экспедиций раскапывал не только курганы, где находятся погребенья эпохи бронзы, но и поселения. В этом году очаг построили, уже был произведен первый обжиг. Мы создаём копии сосудов эпохи бронзы, эпохи позднего камня, раннего железа и проводим экспериментальные закладки горшков. На основании полученных данных студенты-историки, студенты-археологи и коллеги из Института истории и археологии Поволжья пишут научные статьи.

Идём далее. Здесь у нас гончарный горн. Это уже более совершенное строение. Чертежи взяты с гончарных горнов позднеримской эпохи и раннеболгарских горнов. Здесь проходит уже более серьезный обжиг керамики. Сосуды будут помещаться внутрь и доставаться не расколотыми, а целыми. Сейчас окончательно формируется топочный канал, который сверху будет перекрыт кирпичами.

Как здесь много муравьёв. Тоже глину любят?

" src=

– Естественно. Глина-то синяя, а она считается одной из лучших для керамических изделий. Откуда мы её привозим, не скажу, чтобы потом было еще из чего строить. Итак, следующий объект – это землянка эпохи бронзы. В будущем появится. Это землянка, которую делали племена срубной культуры (они так названы по специфическому обряду погребения). У нас уже есть сосуды, в которых срубники хранили зерно и воду. Землянку воссоздаём натуральных размеров. Если с Молодёжным банком сработаемся, к середине сентября завершим работу над ней.

– А это, я смотрю, материал вовсе не из эпохи бронзы? (На траве был разлит битум.)

– Срубники не владели современными технологиями и были вынуждены свои дома постоянно достраивать. У нас будет более капитальное строение для обеспечения безопасности будущих посетителей, но мы стараемся максимально применять технологии того времени. А вот тут недалеко площадка, на которой мы, скорее всего, возведем медиплавильную мастерскую, будем делать бронзовые ножи, например. В дальнейшем мы планируем сделать площадку для собрания племени. Поставить на ней идола или тотем…

– Вообщем, реалити-шоу «Последний герой»…

– Реалити-шоу – это, конечно, хорошо. Но мы все-таки хотим заниматься этим более профессионально. Мы не будем ориентироваться на какие-то выдуманные вещи. Это историческая реконструкция, максимально соответствующая оригиналу. Сейчас, к сожалению, большинство историков-профессионалов дискредитируются тем, что непрофессионалы начинают захватывать их ниши, делать какие-то туристические проекты, абсолютно не разбираясь в историко-археологическом контексте. Мы пытаемся реализовать проект с профессиональной точки зрения. Надеюсь, у нас это получится.

Еще объект, который достаточно быстро создать – это небольшая верфь, где мы будем делать камышовые лодки. Для них нужно много тростника и примерно три недели времени. Тростник найти – не проблема.

– Известно уже, сколько в конечном итоге здесь разместится объектов?

" src=

– Пока нет. Потому что необходимо знать представления о проекте других людей. Например, я не профессионал в чёрной металлургии, чтоб железо плавить. Но приедут специалисты из Ульяновска и скажут: «Максим, нам нужно эту площадку, и она будет занимать столько-то места». В этом месяце приедут специалисты по бронзе и железу, и они будут считать, например: нужен навес кузнеца, столько-то мехов и так далее. У нас в планах еще бронзолитейная и железолитейная мастерские.

– То есть здесь будет наглядное пособие для изучения истории?

– Да. Человек, если захочет, сможет каменным рубилом срубить дерево, кстати, если приноровиться, достаточно быстро получается.

– Максим, а какие источники финансирования?

Несколько вариантов – научные гранты, молодёжные гранты и экскурсионные программы.

– Елена, как вы планируете помогать ребятам в реализации проекта?

– Когда я побывалаздесь первый раз, я поняла, что это именно то, что необходимо в настоящее время для туризма. Центр исторического моделирования находится недалеко от города, экспозиции будут довольно интересными для школьников, студентов. Особенно рассчитываем на приезд иностранных туристов. В этом году мы получили лицензию и стали операторами по внутреннему туризму и, конечно, будем помогать Максиму и его коллегам. Уже в сентябре, если какие-то объекты будут готовы, можно организовать сюда поездку школьных групп из Тольятти и Самары. Этому комплексу надо помогать, и если бы нашлись заинтересованные люди, меценаты – это было бы очень здорово. Потому что подобные объекты в мире можно пересчитать по пальцам, а если говорить про Россию, их, наверное, просто нет. По-моему, данный проект очень интересный, и мы обязательно будем его поддерживать.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления