RU63
Погода

Сейчас+20°C

Сейчас в Самаре

Погода+20°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +21

1 м/c,

зап.

763мм 50%
Подробнее
3 Пробки
USD 90,41
EUR 98,30
Город Бюджет губернии «накормят» стабильно работающие предприятия

Бюджет губернии «накормят» стабильно работающие предприятия

Само время диктует актуальность дискуссии по вопросам выхода экономики региона из финансового кризиса. Эта тема стала одной из ключевых на заседании круглого стола «Региональные предприятия в условиях кризиса», который состоялся на 63.ru в среду, 9 сентяб

Само время диктует актуальность дискуссии по вопросам выхода экономики региона из финансового кризиса. Эта тема стала одной из ключевых на заседании круглого стола «Региональные предприятия в условиях кризиса», который состоялся на 63.ru в среду, 9 сентября. Преодолеть финансовый кризис Самарской области помогут предприятия, которые и в непростые экономические времена продолжили работать и наполнять местные бюджеты. К такому выводу пришли участники круглого стола: политики, бизнесмены, представители профсоюзов губернии.

Уменьшение количества денежных средств в экономике области и безработица – два крупных явления, с которыми в условиях мирового финансового кризиса вынуждена бороться Самарская область, как и другие регионы России. Отсутствие постоянного притока денег в экономику области порождает неспособность предприятий и компаний в полной мере выполнять свои обязательства перед местными бюджетами и своими же сотрудниками. В такой ситуации без дела не остаются только налоговики и судебные приставы. Первые подсчитывают и собирают все возрастающие долги предприятий и компаний перед государством. Вторые – долги по кредитам, алиментам и платежам ЖКХ.

Для примера приведем такие данные: совокупный долг предприятий Самарской области, задолженность которых установлена вступившими в силу решениями суда по состоянию на 25.08.2009 г. составляла 647 миллионов 236 тысяч рублей. А в январе 2009 года – 392 миллиона 227 тысяч рублей. Налицо увеличение почти в два раза.

В первом полугодии 2009 года жители губернии задолжали по различным видам платежей 162 миллиона 144 тысячи рублей.

И сколько еще мы будем испытывать на себе последствия финансового кризиса, точно не может сказать ни один эксперт, поскольку развитие мировой экономики – процесс, который определяется множеством разноуровневых факторов. Поэтому ждать лучших времен здесь не приходится, нужно работать в сегодняшних условиях.

Участники круглого стола сошлись во мнении, что практически все отрасли промышленности и бизнеса испытали на себе негативное воздействие общей мировой ситуации. Кризис в большей степени оказал влияние на крупные промышленные предприятия с большим количеством выпускаемой продукции и штатом сотрудников. АвтоВАЗ, а вместе с ним и производители автокомпонентов, автодилеры, «Самарский металлургический завод», «Моторостроитель», «СНТК им. Кузнецова», «Тольяттиазот» – это далеко не полный список тех предприятий, которые являются своего рода визитной карточкой области и которые были вынуждены значительно уменьшить объемы производства, законсервировать часть цехов, заморозить новые проекты, сократить персонал. Некоторые из этих предприятий вошли в список стратегических предприятий области, которым губернское правительство гарантирует государственные гарантии по кредитам. Остальным повезло меньше.

В этой ситуации экономике Самарской области просто необходимы те предприятия и компании, которые в условиях кризиса сохраняют способность работать стабильно, регулярно выплачивают заработную плату сотрудникам, наполняют местные бюджеты и обеспечивают рабочие места в смежных отраслях. Эксперты 63.ru, принявшие участие в заседании круглого стола, назвали эти отрасли: нефтехимическая промышленность, пищевая, в том числе торговые сети, перерабатывающая промышленность, бытовые услуги и предприятия, работающие на выполнение государственных или муниципальных контрактов. Эти данные подтверждаются и информацией министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. В частности, положительная динамика наблюдается в производстве резиновых и пластмассовых изделий, нефтепродуктов, и особенно – в производстве пищевых продуктов. Однако, как выяснилось во время заседания круглого стола, ситуация в пищевой промышленности в ближайшее время может измениться в худшую сторону уже в 2010 году в связи с увеличением акцизных ставок на ряд продуктов. Представители отрасли констатируют, что этого допустить никак нельзя. Так как предприятия и компании пищевой промышленности наравне с предприятиями нефтехимической, перерабатывающей и так далее сыграют одну из главных ролей в момент выхода экономики региона на докризисные позиции.

Депутат Государственной думы РФ Юрий Коган:

– Если говорить о бюджетообразующих предприятиях губернии, то сегодня они все находятся в плачевном состоянии. С одной стороны, это результат неграмотного управления менеджмента и руководства предприятий – неграмотное распределение средств, получаемых от государства на поддержку. С другой стороны, само государство не всегда правильно расставляет акценты и выбирает пути решения стоящих перед ним задач. Понятно, что в первую очередь сегодня голова болит о бюджетниках и незащищенных слоях населения. А денег у государства не так много, как несколько лет назад, когда нефть можно было продавать по баснословным ценам.

Директор филиала ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» – «Балтика-Самара» Алексей Ильин:

– Пищевая промышленность, пожалуй, одна из немногих отраслей производства, которая продолжала работать и в условиях кризиса. Тем не менее сегодня перед нашей отраслью стоит достаточно серьезная проблема: в июле-августе правительство РФ вышло с инициативой повысить акцизы на пиво с 2010 года сразу три раза. Окончательное решение по этому вопросу еще не принято, но думаю, подобные «шоковые» меры могут иметь очень серьезные последствия для отрасли. По данным Росстата, уже в первом полугодии 2009 года на предприятиях пивоваренной отрасли в России наблюдалось снижение производства пива более чем на 7%. Сказываются последствия экономического кризиса, акцизной политики прошлых лет. Можно лишь предполагать, к каким последствиям может привести трехкратное увеличение акцизов на пиво! Сейчас, в условиях кризиса, пищевые предприятия являются одними из немногих стабильно работающих производств. Как директор предприятия я не могу не думать о судьбе тех 800 человек, которые работают и получают зарплату на заводе. Но и это не все: по статистике каждое рабочее место в пивоваренной отрасли создает дополнительно 10-12 рабочих мест в смежных отраслях. Так что пострадают и наши партнеры, прежде всего – предприятия АПК, поставщики тары и упаковки, перевозчики, торговые организации.

Президент холдинга «Автотрейд» Владимир Яркин:

– Если рассматривать все предприятия и отрасли в целом, то сейчас практически ни у кого нет положительных сдвигов и моментов. Но потенциал, безусловно, есть. К примеру, тот же АвтоВАЗ – у предприятия есть продукция, которая востребована среди населения.

Сегодня, пожалуй, только монополисты, такие как «Роснефть», сохранили прежнее положение и не замечают особых спадов. Для того чтобы выйти из сложившейся ситуации, ничего нового, в принципе, изобретать не надо. Просто на рынке должен появиться баланс спроса и предложения. Сейчас предложение, безусловно, выше спроса. Для этого баланса экономику просто надо наполнить деньгами. Государство должно увеличить зарплаты и пенсии гражданам. Это касается всех бюджетников. В этом случае как раз и появится спрос на рынке. Кроме этого, необходимо снижать ставки рефинансирования, тем самым делая более доступными кредитные ресурсы. Это основные рычаги для снижения последствий кризиса.

Председатель независимого профсоюза АвтоВАЗа Петр Золотарев:

– В принципе, все самарские предприятия и компании могут преодолеть последствия финансового кризиса. Но некоторым необходимо государственное вмешательство. Многие предприятия понесли большие потери, значит, сами справиться уже не могут. Если судить по отдельно взятым предприятиям, например, по АвтоВАЗу, который понес серьезные убытки, то дела идут тяжко, и трудно сказать, как все это закончится. Вообще, это носит системный характер и касается предприятий всех сфер, и я сомневаюсь, что намечаются какие-то положительные тенденции. Даже точечные вмешательства государства не дают эффекта, по которому вектор развития пошел бы вверх. Что касается сотрудников, то в случае закрытия какого-либо предприятия, они могут рассчитывать только на пособие по безработице, чтобы хоть как-то питаться. Если бы у нас были такие мощные профсоюзы, как на Западе, то ситуация была бы другой. Там если сотрудников коллективно увольняют, то предприниматель выплачивает им большие деньги, на которые люди живут годами. Отсутствие профсоюзного движения – это беда, но пока нам не дают развиваться.

Заместитель директора ОАО «Пивоваренный завод» Александр Котов:

– К сожалению, на сегодняшний день ситуация на предприятиях и в компаниях губернии продолжает ухудшаться. Менеджмент большинства компаний оперативно среагировал на наступивший кризис и провел оптимизацию расходов, значительно секвестировав бюджеты. Ситуацию в пищевой промышленности усугубляют инициативы минфина по увеличению акцизов на некоторые продукты, в том числе и пиво. Мне понятно желание правительства уменьшить количество пьющих людей. Но, на мой взгляд, это все же непродуманный ход. Эта отрасль экономики понесет значительный ущерб, что скажется на многих факторах. Каждый занятый в производстве пива, дает работу десяткам других людей в смежных областях – это и перевозка, и упаковка и так далее.

Есть и другой вопрос – неправильно приравнивать стоимость бутылки пива к стоимости бутылки водки. Государство не добьется того эффекта, на которое рассчитывает. Часть населения переключится на дешевую суррогатную водку, которая уже есть на рынке. Это первое. Второе: правительство побуждает многие компании к уклонению от уплаты этих акцизов. Наше предприятие, пока чувствует себя спокойно: мы выпускаем напиток, рассчитанный на покупателей с уровнем дохода выше среднего, у нас есть свой потребитель. Хотя, конечно, было бы разумнее не повышать акцизы так сильно.

Директор ООО «Логиком-Поволжье» Вячеслав Якушкин:

– Предприятия нашей отрасли в кризис сократили количество автотранспорта. Потому что уменьшились сами перевозки и заказы на них.

Почему это случилось? Наши клиенты вынуждены либо отказываться, либо сокращать складские и офисные площади, которые они используют для ведения бизнеса.

Мы как компания, которая занимается экспедированием и перевозкой грузов, замечаем такую тенденцию: предприятия нашей отрасли, у которых парк составляет, скажем 2-5 машин, вынуждены простаивать. Автотехнику они, как правило, купили либо в кредит, либо в лизинг. Поэтому у перевозчиков банк забирает машины за долги, или они не работают, поскольку у компании нет средств на текущий ремонт.

Если принимать за 100% всех наших клиентов, то 50% из них составляют предприятия и компании пищевой отрасли. Поэтому если будут приняты какие-либо нормативные акты, которые осложнят работу пищевой промышленности, мы ожидаем, что цепная реакция дойдет и до нас. У пищевиков снизятся объемы производства, следовательно, перевозить много им больше не потребуется. Нас заказами они обеспечивать не будут. Что мы будем вынуждены сделать? Во-первых, уменьшить автопарк. А это значит, что нам невыгодно будет держать в штате«лишних» водителей и механиков. Их придется сократить. Во-вторых, если говорить об отделе экспедирования и логистики, то здесь также значительно сократятся заказы. Значит, для того чтобы остаться на плаву, нужно будет сократить и менеджеров-логистов.

Депутат Самарской губернской думы Михаил Матвеев:

– Полагаю, что сегодня нет ни одного предприятия, не испытывающего трудностей. В целом, основной опасностью остается банкротство крупных предприятий промышленного комплекса и рост массовой безработицы. Еще весной, по оценкам Росстата, в Самарской области уровень безработицы составлял около 9%, и еще столько же – скрытой. Служба занятости это отрицала, называя цифры в 2-3%. Безработица – это самое страшное, так как она загоняет людей в нищету и отчаяние, влияет на целые семьи, повышает уровень тревожности в обществе, стимулирует рост преступности.

Необходимо сохранение рабочих мест любой ценой, даже при сокращении зарплат вполовину. Для этого государство должно стимулировать предприятия льготными кредитами, которые сейчас грабительские. Нужно придумывать любые общественные работы, открывать вакансии дворников, почтальонов, строителей и так далее.

Многое зависит от ситуации в стране в целом. Сегодня межбюджетная система не стимулирует регионы, и особенно муниципалитеты к росту налогов. Нужно больше средств оставлять на местах.

Генеральный директор ЗАО «Алкоа СМЗ» Михаил Спичак:

– По данным Союза работодателей Самарской области, только 3% из 60 крупных предприятий области отмечают, что кризис на них никак не повлиял. Более 30% сократили инвестиционные программы, 12% сократили производство. Доходная часть областного бюджета в 2009 году сократилась на треть. Очевидно, что в наибольшей степени кризис затронул предприятия машиностроительного комплекса и АПК. Очень тяжело приходится строительному сектору губернии – объемы выполняемых работ, по некоторым оценкам, упали почти в три раза.

Другой вопрос, что у этого кризиса есть свои отличительные особенности – география, масштабы, последствия, структура, уровень государственной поддержки предприятий.

Я считаю, что, несмотря на нынешнее непростое положение, перспективы развития у областных предприятий, безусловно, есть. Так думают и крупные иностранные инвесторы, такие как «Алкоа». Промышленность Самарской области традиционно была высокотехнологичной и наукоемкой. В Самаре находятся ведущие отечественные предприятия аэрокосмической, оборонной и автомобильной промышленности, смежные с ними предприятия. Так получилось, что в последние 20 лет эти отрасли и самарские предприятия в частности переживали не лучшие времена. Но я не сомневаюсь в том, что ориентация на добывающую промышленность и экспорт ресурсов за рубеж в нашей стране скоро прекратятся. И кризис только ускорит осознание того, что без хорошо развитой обрабатывающей промышленности, без производства конечного продукта с высокой добавленной стоимостью будущего у нас как у государства с самостоятельной экономикой нет.

В материале использованы фото с сайтов Autosreda.ru и ЛДПР.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления