Архитекторы собираются расширить город в трех направлениях. В южной, восточной и в северо-восточной частях областного центра планируют возвести малоэтажные дома.
Новый генплан Самары предусматривает ведение единой политики в области этажности застроек, развития спортивных территорий и разделение всей площади города на определенные зоны застройки, как это принято на западе.
В роли главного заказчика и организатора разработки нового генплана Самары, рассчитанного на 20 лет вперед, выступает городской департамент строительства и архитектуры. Как отметил заместитель руководителя департамента Юрий Корякин, первым этапом разработки генплана стало создание единой картографической основы – электронной карты города. На ней с соответствующими характеристиками нанесены все здания и сооружения Самары, границы кварталов, проезжие части, подземные инженерные коммуникации и так далее.
Предыдущий план развития города, который был утвержден правительством РСФСР в 1987 году, исчерпал себя. Город – как живой организм: он живет, динамично развивается. Мегаполису уже тесны старые рамки. Необходима новая концепция развития Самары.
По мнению строителей и риелторов, вопросы утверждения генплана никак не повлияют на текущий процесс застройки города. Генеральный директор СК «Портал» Игорь Михеев считает, что новый генплан «не будет содержать принципиально новые модели и правила городской застройки. Поэтому, в связи с принятием Градостроительного кодекса, изменения в городской генплан вносить необходимо, но даже если это произойдет в конце 2006 года, особого влияния на темпы строительства это не окажет».
В рамках транспортной программы генплан предполагает продление некоторых автомагистралей: улицы Луначарского, Мичурина, Авроры, ХХII Партсъезда и Ново-Вокзальной. Решить проблему пробок в городе собираются с помощью строительства трех мостов. Эти мосты должны будут соединить город и левобережье реки Самара. Все работы по разработке генплана планируется завершить к концу этого года. Затем архитекторы займутся проектами планирования отдельных районов города и поиском инвесторов. Помимо бюджетных денег для улучшения городской инфраструктуры потребуются и частные вложения.