Недвижимость Бидермаер

Бидермаер

Бидермаер (нем. Biedermeier, Biedermaier) – стилевое направление, развивавшееся главным образом в немецком и австрийском искусстве примерно в 1815 – 1848 годах. Название получило позднее по вымышленной фамилии простосердечного немецкого обывателя, стоявше

" title=

Бидермаер (нем. Biedermeier, Biedermaier) – стилевое направление, развивавшееся главным образом в немецком и австрийском искусстве примерно в 1815 – 1848 годах. Название получило позднее по вымышленной фамилии простосердечного немецкого обывателя, стоявшей в заглавии стихов поэта Л. Эйхродта «Biedermaiers Liederlust» (изд. в 1850).

Подъём экономики в обстановке реставрации феодально-полицейского режима способствовал появлению типичного для бюргерской среды аполитичного обывателя-филистера, озабоченного личным благоденствием. Его представлениям о респектабельной устроенности быта отвечала характерная для бидермаера переработка форм ампира (главным образом в интерьере и в декоративно-прикладном искусстве) в духе интимности и домашнего уюта. Нерасчленённые глади стен с обоями светлых (жёлтых, голубых, розовых) тонов и с узором из мелких цветочков, такая же обивка мягкой добротной мебели из неокрашенного дерева светлых пород (берёзы, липы, ясеня), более лёгкой по пропорциям, чем ампирная, но очень прочной и устойчивой, посуда из «каменной массы» в духе английских изделий Уэджвуда, отделанные кружевами женские платья на корсетах с узкой талией и пышными рукавами, узорные жилеты, цветные узкие фраки и цилиндры мужчин – всё в упрощённом и удешевленном виде как бы повторяло бытовой уклад аристократа рубежа 18-19 вв., но дышало большим уютом.

Наряду со слабеющим классицизмом и строгим английским рационализмом на формирование своеобразной культуры жилья эпохи бидермаер известное влияние оказала и эмоциональность зарождающегося романтизма. Бидермаер был, по существу, стилем буржуазного искусства. Хотя отдельные признаки и роднили его с ампиром, свойственные тому холодная надменность, помпезность и богатство остались ему чуждыми. Интерьер стиля бидермаер, в полной мере отвечавший понятиям буржуа об уютном, комфортабельном жилище, дает верное представление об экономическом положении и характере культурных запросов буржуазии в первые десятилетия XIX века.

" title=

Жилой интерьер стиля бидермаер производит целостное впечатление. Помещения просторные, светлые; членения в форме выдержанных в строгих линиях элементов архитектурного ордера делят стены на спокойные поля; в одном из углов помещения в круглой нише помещается изящная белая печь. Комната, обставленная в стиле бидермейер, может служить образцом веселого, уютного жилья. Интерьеры отличаются выдержанностью пропорций; потолки, как правило, сводчатые, оконные проемы глубокие, стены оклеены обоями снежной белизны, либо с узорами (цветы, полоски) в светлых тонах. Воздушные муслиновые занавески, теплые коричневые тона мебели, развешанные на стенах миниатюры, акварели, гравюры, лента колокольчика и модные дешевые (нередко сделанные собственноручно) силуэты – ­все это вносило в жилище эпохи бидермаера настроение уюта и интимности.

Отличительные признаки мебели бидермаер: плавно изогнутые спинки и локотники кресел, диванов, стульев; гнутые и точеные ножки, широко распространившиеся после 1830 года. В качестве настилочного материала для мягких элементов используется конский волос, для обивки – ситец с цветочным рисунком или более строгий, однотонный или в полоску, репс. Облицовочные ткани часто прибиваются гвоздями с большими белыми фарфоровыми шляпками. В оформлении спинок, локотников и ножек вводятся резные фигуры лебедей, грифонов, мотивы рога изобилия и растительной ветви, все это обычно в сочетании с позолотой. Кровати исполняются с простыми, гладкими поверхностями.

Повышается спрос на письменные столы. Появляются читальные, курительные, рабочие, цветочные и игральные столы. Ведущими центрами мебельного искусства становятся Лондон, Вена и Берлин. Примерно в 1830 году немецкий мастер Михель Тонет открыл новый метод производства мебели: он научился формовать многослойную фанеру и гнуть длинные деревянные брусья в водяном пару или кипятке.

В стиле бидермаер, может быть, в последний раз в истории «больших» европейских художественных стилей наблюдается полное соответствие обстоятельств жизненного уклада. Художники бидермаера не создали принципиально новых, оригинальных форм, они использовали старые элементы ампира, австрийского стиля «цопф», английского классицизма, соединив их с лиричностью Романтизма, учитывая при этом и привычный уклад жизни немецкого бюргерства.

" title=

По сравнению с искусственно насаждаемым стилем империи, бидермаер возник как естественный отклик на стремление людей к спокойной и упорядоченной жизни после десятилетий революций и войн. Еще в конце 18 столeтия в моду стал входить «английский стиль», привлекавший своей рациональностью, скромностью и простотой. Состоятельные бюргеры стали заказывать мебель в стиле английского регентства и короля Георга IV (см. георгианский стиль; регентства стиль в Англии). От французского ампира художники-декораторы и мебельщики взяли также лишь его конструктивность, смягчив при этом углы и прямые линии. Вновь после стиля рококо стали привлекательными округлые формы, плавно изогнутые силуэты.

Именно в это время возник обычай содержать так называемую «чистую комнату» обставленную с особой заботой и служащую для приема гостей и демонстрации «хорошего вкуса» хозяев. Такие комнаты заполнялись несколько наивными сувенирами и украшениями: часами, вышивками, миниатюрами, и акварелями на стенах, часто выполненными самими хозяевами, портретами и сельскими пейзажами в романистическом духе, цветами на окнах.

В Петербурге начало Бидермаера – это пушкинское время. Его герои много читают и пишут. Это рождает спрос на новые формы небольших письменных столов, секретеров, бюро для хранения сентиментальных писем. Обстановку дополняют уютные мягкие кресла, диваны, этажерки, угловые шкафчики, подставки для цветов, витрины для домашних коллекций. В произведениях живописи и графики художников Бидермаера запечатлены эти интерьеры, сцены уютной семейной жизни, сентиментальные сцены.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления