Наука Пранкер – новое имя телефонного хулигана

Пранкер – новое имя телефонного хулигана

Сеть модного интернет-сообщества телефонных хулиганов разрастается в регионах. Любой житель Самары сегодня может оказаться жертвой пранка – телефонного розыгрыша. На первый взгляд, вполне безобидного, но, если присмотреться, весьма неприятного в силу безн

Сеть модного интернет-сообщества телефонных хулиганов разрастается в регионах. Любой житель Самары сегодня может оказаться жертвой пранка – телефонного розыгрыша. На первый взгляд, вполне безобидного, но, если присмотреться, весьма неприятного в силу безнаказанности и неуязвимости самого хулигана.

Слово «пранкер» – фонетическая калька с английского prank – в переводе означает «проказа, выходка, шутка». От выходок и шуток современных пранкеров активно страдают жители столицы, однако телефонным «шутникам» этой аудитории оказалось мало: пранкеры переместились в регионы. Жительница Самары Алия Проскурина рассказала IT63.ru о своем телефонном общении с местным пранкером: «Несколько недель назад на мой мобильный поступил звонок с незнакомого городского номера. Я взяла трубку, а там незнакомый мужской голос сказал, что звонит из ЖЭКа и что у моей семьи большая задолженность по счету. Я точно знала, что никаких долгов у нас нет, сказала своему собеседнику об этом. Он сразу отключился. Потом спустя минут пять телефон снова зазвонил – опять этот номер. Я взяла трубку и вновь услышала этот же голос с той же фразой! Я попыталась уточнить, откуда у него такая информация. Еще раз повторила, что долги мы все закрыли. Мужчина опять ничего не сказал и отключился». После этого незнакомец звонил женщине еще несколько раз и так же говорил одну фразу и отключался. «Только после нескольких попыток выяснить, кто он такой, я поняла, что реплики мужчины повторяются, – рассказала Алия. – А потом даже заметила, что тон голоса не меняется. Будто это не голос вовсе, а магнитофонная запись». После многих попыток наладить диалог женщина перестала брать трубку, а потом выяснилось, что из ЖЭКа ей никто не звонил. Алия Проскурина не ошиблась в своем предположении: она разговаривала не с реальным представителем коммунальных служб, а с записанным голосом. А вот инициатором разговора выступал как раз пранкер – телефонный хулиган.

Пранкерами себя называют представители неофициального сообщества современных телефонных хулиганов, которые для своих розыгрышей используют заранее подготовленные записи своего голоса. Как правило, такая запись содержит одну-две короткие фразы: вопросы, которые обычно задают в начале беседы, или какие-нибудь контактоустанавливающие фразы, располагающие к ответной реплике. Суть пранкерских проделок стара, как мир: жертва розыгрыша не подозревает, что разговаривает не с реальным человеком, а с телефонным «троллем», и пытается вести диалог, справедливо полагая, что ее реплики будут услышаны. Пранкер ответные реплики, конечно, слышит. Но вместо ответных фраз вновь и вновь включает заранее подготовленную запись.

У пранкеров есть официальный сайт и несколько дополнительных интернет-ресурсов, куда они выкладывают образцы особенно удачных розыгрышей. В понимании телефонных хулиганов удачным розыгрышем считается ситуация, когда жертву фактически удалось довести до истерики. Более того, пранкеры заняты составлением собственной классификации жертв: на своей странице в «Википедии» они создают своеобразный описательный перечень пострадавших, высмеивая людские реакции на розыгрыши. Жертвами становятся не только обычные люди, но и публичные персоны. Так, недавно от действий пранкеров пострадал Леонид Парфенов. Примечательно, что в дискуссии на сайте, разгоревшейся по следам выложенной записи этого телефонного разговора, среди прочих мнений представителей пранк-сообщества и сочувствующих встречались реплики вроде: «Не обижайте Леонида с помощью пранков». На что один из посетителей сайта, входящий в пранк-сообщество заметил: «Хорошего человека обидеть пранком невозможно». Хотя, наверняка, сами жертвы пранкерских розыгрышей с этим утверждением могут поспорить.

Как правило, хулиганы выбирают свою жертву спонтанно, пользуясь собственной базой телефонных номеров (конечно, если речь идет об известной персоне, розыгрыш является адресным). Попасть в телефонную базу пранкеров может каждый: для этого достаточно оставить свой номер при заказе такси или в службе доставки какого-нибудь ресторана. Наболевшая проблема общедоступности телефонных баз, которыми диспетчеры таких служб делятся «на коммерческой основе» стала еще острее: теперь телефоны абонентов доступны не только мошенникам и спамерам, но и новоявленным хулиганам – пранкерам. При этом вариант заказать доставку до квартиры или вызвать такси, не поделившись при этом номером своего мобильника, в большинстве служб невозможен. Получается, что серьезной защиты от пранкеров у рядового жителя, пользующегося целым рядом услуг, сегодня просто нет. А в таком случае единственная возможность – правильно реагировать на сам розыгрыш, если вдруг «посчастливится» стать его жертвой.

Цель пранкера, как и любого «классического» телефонного хулигана, – заставить собеседника показать эмоции, вывести из себя. Мерилом качества пранкерской работы является критерий «скучно – интересно». Самый худший отзыв, который пранкер может получить от таких же, как он сам, – «скучно». «Интересно» – это когда жертва розыгрыша сначала искренне пытается наладить диалог, а потом, понимая, что это невозможно, выходит из себя и теряет контроль над своей речью и поведением. Пранкеров смешат угрозы и ругательства жертв, именно такие телефонные разговоры вызывают оживленные обсуждения и многочисленные перепосты. Таким образом, лучшая модель поведения во время такого телефонного розыгрыша – отсутствие любой реакции и эмоции. Многие эксперты и психологи советуют вовсе не вступать в диалог, если его содержание представляется странным и глуповатым. «Раскусил» пранкера – положи трубку – таков общий совет, который можно дать всем потенциальным жертвам телефонных «троллей».

Вычислить пранкера довольно сложно. Например, Алия Проскурина, которая рассказала сайту IT63.ru о розыгрыше, жертвой которого она стала, так и не смогла дозвониться до хулигана в ответ. Вот уже несколько недель телефонный номер, с которого она получила серию звонков, заблокирован. На своих сайтах участники сообщества признаются, что в большинстве случаев разыгрывают людей с мобильных номеров, которые блокируют сразу после розыгрыша. Таким образом, схема хулиганских действий оказывается для пранкеров вовсе безрисковой: после нескольких звонков найти их практически невозможно.

А стоит ли? И вообще, если пранкера практически невозможно уличить, то, возможно, лучшим выходом для жертвы розыгрыша будет достойно выйти из ситуации? Декан психологического факультета Самарского государственного университета Константин Лисецкий считает, что самая правильная реакция на пранк – спокойствие и ирония. «Модели телефонного розыгрыша, в котором одна и та же фраза повторяется, пока жертва не выйдет из себя, уже много лет. Чисто эмоционально такой розыгрыш коррелирует с другими безобидными, но неприятными забавами на грани оскорбления: с пустым кошельком на веревочке, который «убегает» от нерасторопного прохожего, или с плевками с балкона на спины прохожим. Во всех этих случаях люди преследуют одну и ту же цель – получить удовольствие от розыгрыша, посмеяться. Это такой легкий, веселый социальный садизм,– говорит эксперт. – Понятно, что такие поступки негуманны, некрасивы и могут серьезно вывести жертву из равновесия. Но в том-то и дело, что не стоит воспринимать такие мелочи всерьез». Константин Лисецкий отметил и положительную сторону глупых телефонных розыгрышей: «Подобные шутки, если к ним правильно отнестись, дают возможность взрослому серьезному человеку, с головой погруженному в работу, на минутку отвлечься, переключиться на другую волну. Это даже поможет избежать стресса и чрезмерного напряжения. Для того, чтобы не стать жертвой телефонного розыгрыша чисто психологически, следует выбрать спокойную модель поведения. Более того, можно попробовать «обыграть» пранкера, задавая включенной магнитофонной записи неожиданные и остроумные вопросы. Тогда победа в этой словесной дуэли точно будет за «жертвой», и хулиган вряд ли похвастается такой беседой: вся суть розыгрыша для него пропадет».

А как себя видят сами пранкеры? На официальном сайте сообщества представители движения пишут о себе так: «СМИ неизменно изображают пранкера забитым социальным уродцем в маске, а пранк – сомнительным развлечением за гранью закона. Большинство далеких от нашей субкультуры людей охотно заполняют этим образом пробел в своей системе ценностей. Попадая на сайт, они часто пытаются донести до нас свои морализаторские идеи, объяснить что хорошо и что плохо, научить как надо. Есть и такие, что встречаются здесь с понятием «пранк» впервые и составляют о нем собственное мнение. И тем, и другим отвечаем раз и навсегда на главный вопрос: «Для чего?». Just for lulz. Это значит, что получаемая от поступка радость уже является достаточным поводом для совершения этого поступка. Это – квинтэссенция пранка, а остальное – следствия, личные оценки и стремление выдавать желаемое за действительное. Нет санитарии леса и борьбы за нравственность, которыми наделяют нас лояльные зрители. Нет травли и самоутверждения, в которых обвиняют нас ненавистники. Нет группировок и масок, которые приписывают нам СМИ. Нет, наконец, профессии «пранкер». Мы – сообщество обычных людей, объединенных схожими интересами. Наш основной принцип – не навреди».

Фото: Фото с сайтов Gudok.ru, Mk.ua
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления