Вчера Госдума приняла во втором чтении долгожданные для всех автовладельцев поправки в закон об ОСАГО. Такие поправки помогают встроить российское ОСАГО в международную систему страхования автогражданской ответственности «Зеленая карта». Согласно им, с начала 2009 года в случае временного использования за границей автомобиля, зарегистрированного в России, владелец обязан застраховать риск своей гражданской ответственности на период его использования за границей. Минимальный срок страховки – 15 дней.
Кроме того, теперь и иностранцы смогут получить компенсацию за ДТП. Но операции по страхованию в рамках международных систем будут осуществлять только те компании, которые входят в профессиональные объединения страховщиков.
Если в результате ДТП погиб человек, то размер страховой выплаты составляет 135 тысяч рублей его родственникам и не более 25 тысяч рублей – на погребение.
Кроме того, документ увеличивает до 30 дней срок, в течение которого страховщик рассматривает заявление потерпевшего о страховой выплате. Также уточняется порядок страхования ответственности владельцев машин, зарегистрированных за границей, и владельцев автомобилей маршрутного сообщения.
И самое главное. Теперь для тех ДТП, в которых участвовали два (не более!) автомобиля и нет погибших и пострадавших, вводится упрощенный порядок оформления факта аварии. Если водители согласны друг с другом относительно того, кто из них был виновен в происшествии, самостоятельно заполнили бланк-извещение ОСАГО и вместе поехали в страховую кампанию (предварительно оформив протокол в ближайшем отделении милиции), то они могут вполне спокойно проделать все эти манипуляции без участия представителей ДПС.
Большой плюс для всех участников дорожного движения в том, что они могут теперь спокойно проделать все сами, не простаивая часы в ожидании патрульной службы. Сами водители относятся к нововведениям вполне положительно:
«Действительно здорово, что при повреждении бампера или мелких авариях можно теперь договориться самим, – довольно комментирует решение Думы дизайнер Андрей Вережкинов, владелец «десятки». – Пару дней назад, как раз в наступление «дней жестянщика» я на перекрестке в районе площади Кирова попал в небольшое ДТП – мне владелица Toyota Corolla въехала аккуратно так в задний бампер. Повреждение небольшое, но мы встали поперек движения и организовали пробку.
Много приятного я услышал от проезжавших водителей, особенно от «газелистов». Пока ждали дэпээсников, пока оформляли место происшествия… Причем с самого начала было понятно, кто виновен, а кто – нет. Раньше, когда в городе еще разрешалось работать аварийным комиссарам, мы бы в течение получаса решили бы все вопросы и разъехались. А теперь я потерял полдня. Да мне еще повезло – как-то прошлой зимой моим знакомым пришлось часов пять дожидаться милиционеров».
Правда, переменами очень недовольны страховщики: все-таки 25 тысяч, которые теперь можно получить таким упрощенным порядком, – достаточно большая сумма. А если ее умножить на количество ДТП, совершающихся в Самаре за день, деньги и вовсе выйдут немаленькие. «Те, кто так же, как и я в силу профессиональных обязанностей знают ситуацию на страховом рынке, не слишком одобряют такие поправки.
«Это не очень своевременное решение, – считает владелец агентства «Страховой советник Кокарев» Олег Кокарев. – Дело в том, что опыт работы показывает – до 10% небольших ДТП, ущерб по которым не превышает 25 тысяч рублей, постановочные. То есть реально аварии не произошло, а люди просто хотят получить сумму по страховке и разделить ее пополам. До последнего времени страховщикам удавалось большую часть таких постановочных случаев отсекать. Но вот теперь, без выезда гаишников на место происшествия, это делать будет гораздо сложнее».
Слова своего коллеги подтверждают и другие страховщики. Ведь для подтверждения суммы материального ущерба в страховой компании необходим анализ причин происшествия, а схема ДТП, составленная самими водителями, может не устроить ни страховщиков, ни гаишников.