Любой водитель желает избежать аварии. Как сделать желание реальностью, рассказывает инструктор-преподаватель Кафедры высшего водительского мастерства Самарской объединенной технической школы РОСТО (ДОСААФ) Николай Борисенков.
Он настолько большой, что, стоя за кафедрой, внушает священный ужас. Подвеска любой машины сжимается в страхе, как только он показывает намерение сесть за руль. Но этот человек может дать фору даже самым худосочным водилам на картодроме и заставить их глотать пыль. Сколько у него побед в любительских ралли – не помнит даже он сам. И все это Николай Борисенков, спортсмен, журналист, а с недавних пор еще и инструктор-преподаватель кафедры Высшего водительского мастерства.
- Можно личную просьбу для начала?
- Валяй.
- Сойди с пьедестала, а то я себя студентом-двоечником чувствую.
- Не вопрос! Во время занятий я часто хожу по классу и исправляю ошибочные движения курсантов.
- Как появилась идея создать школу контр-аварийной подготовки?
- Это моего шефа надо благодарить – полковника Анатолия Владимировича Мастянина. Он вызвал меня прошлым летом и спросил, не хочу ли я поучиться в школе профессора Цыганкова? Я сказал «Конечно!». А потом он поинтересовался: «Не хочешь ли стать инструктором?» Я заорал «ДА!». Потом была командировка в Москву, ремонт в классе, постройка тренажеров, оформление лицензии… Собственно, вот так Кафедра и появилась.
- Не очень лиричное начало.
- А в контр-аварийной подготовке вообще лирики мало. Это не развлечение, как многие думают. Это тяжкий труд. За курс тренажерной подготовки курсант должен выполнить около 10-12 тысяч движений руками! Диеты и фитнес отдыхают! Единственное противопоказание – это алкоголь, даже безалкогольное пиво нельзя. Зато после первого курса подготовки водитель может вращать руль почти как Мастер спорта!
- Поясни?
- Необходимо наработать мышечные рефлексы, потому что в неприятной ситуации думать будет некогда. Мышцы и мозг должны работать автоматически, без сознания. Только так можно спасти себя и машину. А может, и еще кого-то. Это как занятия восточными единоборствами. В кино выглядит красиво, но сколько времени ушло на подготовку? Сколько синяков получено? Сколько времени пришлось отрабатывать стойки и удары? И у нас почти то же самое. А ведь надо не просто разогнаться и остановиться. Надо это сделать правильно, безопасно. А перед тем, как выехать на полигон, люди часами крутят руль на тренажере. Отрабатывают правильный хват, быстрое вращение, совместную работу руками и ногами и так далее.
- То есть, новичок еще и в классе попарится?
- А то как же! Вот ты сколько знаешь приемов дросселирования (управления педалью газа)? Наверняка 3-4, не больше, а спортсмен владеет 26-ю способами! А способов остановки машины? В арсенале мастера спорта их более 150! Но это нарабатывается годами, а мы даем необходимый минимум в кратчайшие сроки. Для ускорения процесса обучения применяются самые современные технологии: компьютер, видеоконтроль…
- Так у тебя еще и камеры есть?!
- Конечно. Вон одна, прямо за тобой висит, а вообще их три. У нас же все делается по стандартам Центра Высшего водительского мастерства профессора Э. Цыганкова, так что положено все техническое оснащение такое же, как в Москве: тренажеры, руль, педальный узел, отдельный контрольный тренажер, видео-система с записью. На автодроме – имитаторы колодцев и «лежачих полицейских». Все серьезно, без шуток.
- Кстати, а насколько необходимы такие курсы?
- Абсолютно необходимы. Даже в самой суровой автошколе дают только базовые навыки для поездок в городе. Человек порой просто не представляет, где заканчиваются его возможности и что можно предпринять, чтобы в аварию не попасть. А мы покажем, как с минимальными потерями для себя и машины ездить в городе, по плохим дорогам, по колодцам, в пробках, по трассе.
А еще разбираем типичные ошибки водителей, «ставим» им зрение, зеркала, движение задним ходом. Например, ты знаешь что делать, когда машина в повороте встает на два колеса? Вот типичный пример (включает компьютер и на большом экране спортивная «восьмерка» в вираже сначала встает на 2 колеса, а потом и вовсе переворачивается на крышу) – гонщик опоздал с коррекцией рулем, диски его машины коснулись трассы и вот результат. Отсюда постулат: пока диски не коснулись трассы – машину можно спасти от переворота, повернув руль в сторону наклона. Это лишь один из примеров.
- Может, люди путают контр-аварийку и экстрим?
- Может и так, но дело в том, что мы и экстрим преподаем, но это зимой. Хотите поскользить? Пожалуйста, приходите зимой. Но, при желании, можем научить и асфальтовому дрифту.
- Одно другому не мешает?
- Нет. Контр-аварийщики, в большинстве своем, люди спокойные и не будут гонять там, где не надо. Хотя есть и отморозки, но такие в команду не вливаются.
- В какую команду?
- Ну, мы же не просто так людей выпустили и забыли. Мы планируем устраивать сборы по выходным. Созваниваемся, оговариваем программу встречи, например, какой маневр будем отрабатывать. И душевно проводим день. Шашлыки и прочие удовольствия приветствуются и всячески поддерживаются. Лично мной. Места – достаточно.
- А вообще, можно после таких курсов попробовать себя в автоспорте? Думал эту тему двигать?
- Можно. Тем более, что траекторная подготовка (правильное построение траектории в вираже) – составная часть летнего автодромного курса. Для любительского спорта, для трамплина, в более престижные соревнования наши курсы вполне подойдут. Просто «настоящий» автоспорт – это более высокий уровень. Тут более тонкая подготовка нужна. Другие мастера. Но вообще, идея интересная. Надо будет помыслить.
- Ты подумай обязательно. А то в Самаре с этим туго.
- Обещаю!