Четырехколесные мотоциклы отличаются не только повышенной проходимостью. На них еще и трюки можно показывать. Среди квадроциклистов даже сформировалась своеобразная каста занимающихся стант-райтингом (в переводе обозначает «трюковая езда»). Олег Павленко, член команды «Obmorrok Racing Team», в интервью Samara24.ru поделился навыками экстремальной езды и рассказал о первых своих падениях.
- Олег, сколько уже существует этот вид спорта?
- Стант-райтинг зародился достаточно давно, но как отдельное направление, а не шоу, начал популяризироваться лишь в начале 2000-х годов. Регулярно проводятся чемпионаты Европы по стант-райтингу, чемпионаты Мира, проводится американский чемпионат «Stant Wars». Это соревнования, на которых есть своя система оценок, есть судьи и жюри, есть звания и регалии. Учитывается сложность выполнения трюков, артистизм, уровень производимого эффекта на зрителя, чередование трюков. Важно показать виртуозное владение техникой. При этом чем ниже скорость при выполнении трюка, тем выше балл, поскольку встать на задние колеса на большой скорости не составит особого труда.
- Как обстоят дела с развитием стант-райтинга в России?
- Помимо трюковой езды есть такие направления как мотокросс, триал и мотофристайл – это высокие, дальние и сложные прыжки с трамплинов. Вид спорта очень травмоопасный. В России мотофристайл практически не развивается, так как у нас нет ни трасс для тренировок, ни спонсорской поддержки данного направления.
В России профессиональных райдеров можно сосчитать по пальцам одной руки. Неплохих результатов достигли ребята из Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Ростова, в Самаре стант-райтингом занимаются только два человека: я и Олег Блинов, член команды «O. R. Team».
- Вот о ней, пожалуйста, и расскажите.
- В команде мы ездим на мотоциклах, квадроциклах и пит-байках, маленьких мотоциклах, которые, кстати, развивают неплохую скорость. Мы показываем трюковую езду, устраиваем небольшие шоу-программы, но все это еще пока на начальном этапе.
Сезон тренировок стараемся не закрывать, тренируемся и зимой. Из-за отсутствия специальных мест для тренировок используем парковки крупных супермаркетов, тупиковые дороги, например, на Управленческом, зимой занимаемся на аэродроме.
- Как давно вы занимаетесь стант-райтингом?
- На спортивный квадроцикл я сел в 2006 году. До этого ездил на мотоциклах, увлекаюсь ими и сейчас. Первые мои тренировки не обошлись без травм: были и переломы, и разрывы связок, и ушибы, но падать со временем научился. Человек, умеющий правильно приземляться, может и свое здоровье сохранить, и технику сберечь.
Сейчас я катаюсь на квадроцикле Yamaha, скоро планирую пересесть на инжекторную модель, так как с уровнем мастерства райдера растет и качество техники.
- Сколько в среднем стоит квадроцикл?
- Средняя цена поддержанного квадроцикла составляет примерно 200 тыс. руб., нового – от 300 тыс руб. Но техника требует доработки, доукомплектации, тем самым увеличиваются затраты
- В чем своеобразие спортивных квадроциклов?
- У японских и американских производителей в линейке квадроциклов есть спортивные квадроциклы, которые предназначены для мотокросса, ралли-рейдов. Они существенно отличаются от утилитарных вездеходов, которые используют фермеры, охотники, рыбаки. Главное отличие спортивных машин – скоростные характеристики, максимально легкий вес, мощные взрывные двигатели, совершенно другая подвеска. Почти все спортивные квадроциклы – заднеприводные, что, соответственно, улучшает их управляемость. Их можно назвать «четырехколесными зажигалками».
- Как часто тренируетесь?
- На самом деле времени для тренировок совсем мало, тренируемся чаще ночью, жертвую личным временем и сном. Днем работа, семья, в лучшем случае иногда удается покататься в выходные дни.
- Занимаетесь ли вы тренерской деятельностью?
- Нет, но у нас были планы открыть школу, где проходили бы тренировки. Сложность состояла в финансировании. Интерес у людей есть, но он, как правило, заканчивается после первых падений. Во-первых, вид спорта травмоопасный, во-вторых, недешевый. Помимо того, что надо приобрести технику, ее еще следует специально дооборудовать, фактически превратить из нормального средства передвижения в спортивный снаряд. Желательно иметь таких снарядов не один – на начальном уровне техника сильно изнашивается. Нести финансовые убытки по эксплуатации техники никто не готов. Этим видом спорта занимаются люди, в чьих жилах течет бензин, а не кровь. Люди должны по-настоящему быть фанатами этого дела, любить экстремальную езду и саму технику.
- Олег, поделитесь своими личными спортивными достижениями?
- В прошлом году стал чемпионом Самарской губернии открытого чемпионата по зимнему мотокроссу в классе АТV. Но мотокросс – более серьезный вид спорта, требующий постоянно участия во всех соревнованиях, нужно ездить, зарабатывать очки. У меня же, к сожалению, нет времени. Да и в сам спорт следовало бы прийти еще в детстве. Ездил на Первый чемпионат России по стант-райдингу, который проходил в Москве, занял там четвертое место, мог бы выступить удачнее. Надеюсь в следующем году поехать и побороться за призовые места, так как есть реальные шансы и желание, надо лишь больше времени уделять тренировкам.