Федеральное правительство намерено оказать серьезную поддержку российским автопроизводителям в сложившихся кризисных условиях. Одним из шагов должно стать стимулирование покупателей машин путем субсидирования процентных ставок по автокредитам. Многие эксперты оценивают эту инициативу положительно. Однако внедрение подобной схемы на практике должно быть тщательно продумано.
Как заявил на совещении по стабилизации ситуации в автомобильной промышленности председатель правительства Российской Федерации Владимир Путин, важнейшей задачей на настоящий момент является восстановление потребительской активности населения. С этой целью руководство страны готово поддерживать не только самих автопроизводителей, но и потребителей конечного продукта автопрома.
«Для этого предлагается следующая мера – субсидировать процентные ставки по трехлетним кредитам граждан на приобретение автомобилей. Хочу особо подчеркнуть, что тем гражданам, которые собираются приобрести автомобиль, лучше это сделать в 2009 году. Потому что эта мера будет действовать только в этом году, – сообщил Владимир Путин, – Если в 2009 году будет осуществлена покупка отечественного автомобиля, – конечно, речь идет об автомобилях, выпущенных на территории России и в первую очередь относящихся к сегменту наиболее массового спроса, стоимостью до 350 тысяч рублей, размер субсидии составит две третих ставки рефинансирования Центрального банка».
Иначе говоря, если человек в 2009 году по трехлетнему кредитному договору приобретет автомобиль, то государство будет помогать ему выплачивать этот кредит, рефинансируя две трети процентной ставки Центрального банка.
Эта мера станет одной из тех, которые правительство готово предпринять в рамках поддержки российского автопрома. Помимо этого в будущем году государство намерено увеличить объемы закупок автомобильной техники, которая используется для государственных нужд. Кроме того, по поручению премьера, органы местного самоуправления должны оснастить новыми машинами общественный транспорт, коммунальное хозяйство, медицинские и образовательные учреждения. Планируется также оказывать действенную помощь производителям в привлечении финансовых ресурсов.
Аналитики склонны позитивно оценивать эту инициативу правительства, считая поддержку конечного покупателя одним из наиболее важных факторов стабилизации отечественного авторынка. Ведь при отсутствии спроса со стороны покупателей все вложенные в поддержку автопрома деньги фактически будут потрачены впустую.
«Озвученные меры позитивны для российского рынка, – говорит аналитик ИК «Финам» Константин Романов, – Они могут поддержать спрос на отечественные автомобили, которые как раз в большинстве своем и оказываются в категории до 350 тысяч рублей. Кроме того, на пользу производителелям и планы по выкупу облигаций и предоставления госгарантий по кредитам. Они позволяют рассчитывать на то, что в следующем году автопром сможет избежать серьезных проблем с рефинансированием».
В то же время эксперты не исключают и определенных проблем, которые могут возникнуть с внедрением подобной схемы в жизнь. Так, например, в условиях субсидирования ставок банки могут поднимать стоимость кредитов, чтобы увеличить свой доход. «В результате реальная выгода для потребителя будет не столь заметна. Далее, на фоне снижения динамики роста реальных доходов населения, а, возможно, и их сокращения, спрос на автомобили все равно будет снижаться. Кроме того, государственная поддержка не будет способствовать росту качества отечественных автомобилей. Потребители, которые имеют какие-то свободные ресурсы, будут отдавать предпочтение иномаркам», – считает господин Романов.
К тому же, чтобы озвученный механизм действительно эффективно работал, необходимо запустить его на практике как можно скорее – уже в первом квартале 2009 года. В то же время участники банковского рынка не прогнозируют повышения ставок по автокредитам, не находя для этого весомых оснований.
Однако не все склонны воспринимать новую инициативу правительства сугубо положительно. «С одной стороны, увеличение государственных гарантий и субсидирования банками всегда воспринимается положительно, повышает их надежность, – говорит старший вице-президент ОАО «Первый объединенный банк» Денис Хадеев, – С другой стороны, я несколько скептически воспринимаю эту инициативу. Ведь автокредит – это не ипотека, он не относится к разряду социальнозначимых. А потому подобная мера, с моей точки зрения, не совсем корректна. Такое регулирование уже не относится к функциям государства. С таким же успехом можно было снизить цены на машины или начать субсидировать приобретение бытовой техники – холодильников, чайников, например».