Вопрос введения безлимитных электронных проездных, а точнее, определения их стоимости для горожан до сих пор остается открытым. Впрочем, также как и оценка экономической эффективности новой системы оплаты проезда в общественном пассажирском транспорте Самары.
В настоящее время городская тарифная комиссия рассматривает предложенные департаментом транспорта Самары варианты стоимости безлимитных транспортных карт. По словам заместителя руководителя департамента транспорта Александра Тверецкого, ориентировочная стоимость такого проездного на месяц может составить 350 рублей для школьников; 700 – для студентов и 1200 – для граждан и юридических лиц. Безлимитная транспортная карта будет действительна во всех видах муниципального транспорта: автобусах, троллейбусах, трамваях, метро.
Специалистами транспортного ведомства расчеты были проведены на основании статистических данных, собранных за первые месяцы 2009 года. Ведь именно с 1 января горожане стали наиболее активно пользоваться электронными проездными в связи с введением дифференцированной системы оплаты проезда в муниципальном общественном транспорте. Тем не менее, по словам Александра Тверецкого, периоды, в которые собирался фактический материал, не совсем характерны и показательны, так как январь традиционно отличается снижением социальной активности граждан.
Однако в рамках недавнего заседания комитета по экономике Самарской городской думы депутаты высказали несогласие с предполагаемой стоимостью электронных сезонок, отметив, что озвученные цифры слишком высоки для жителей Самары. По мнению депутата Сергея Орлова, наиболее оптимальная стоимость безлимитного электронного проездного – 600 рублей: «Добираясь до работы и обратно, человек тратит в день 20 рублей. Таким образом, в среднем в месяц и выходит 600 рублей. Кроме того, оптовые покупатели, как известно, всегда пользуются скидками».
Также народные избранники высказали предложение о том, чтобы сделать безлимитную транспортную карту не на все виды транспорта, а, например, на два из них, что также позволит сделать безлимитные проездные более дешевыми. Однако, с точки зрения транспортников, подобное решение станет шагом назад, возвращением во вчерашний день. «Мы этот вопрос рассматривали. Но смысл как раз в том и есть, чтобы электронный проездной действовал на всех видах транспорта. Таким образом мы делаем подарок пассажирам: безлимитной транспортной карты на четыре вида общественного транспорта нет еще ни в одном городе», – говорит Александр Тверецкий.
Стоит отметить также, что немало вопросов и недовольств по поводу внедрения автоматизированной оплаты проезда в муниципальном общественном транспорте возникает не только у пассажиров, но и у руководителей предприятий-перевозчиков. Так, по словам руководителя ТТУ Самары Юрия Буянова, с внедрением новой системы расчета его предприятие стало недополучать в месяц порядка 10-15 миллионов рублей. «Студенческими транспортными картами стали пользоваться учащиеся не только дневных, но и заочных отделений, – говорит господин Буянов, – кроме того, многие транспортные предприятия не получили необходимые дотации на компенсацию выпадающих расходов еще за декабрь. Электронные проездные изначально внедрялись как эксперимент. Но уже понятно, что эксперимент зашел слишком далеко. Теперь уже нужно совершенствовать механизмы и работать в этом направлении дальше».
По словам Александра Тверецкого, на сегодняшний день департаменту транспорта города удалось согласовать с министерством здравоохранения и социального развития области все необходимые технические условия относительно возможности оплаты проезда с помощью социальной карты жителя Самарской области. Ожидается, что уже с 1 апреля такая процедура будет возможна.
Тем не менее, дать оценку экономической эффективности автоматизированной оплаты проезда в муниципальном общественном пассажирском транспорте на данный момент все еще сложно, признаются сами транспортники. Новая система все также требует бюджетных дотаций на компенсацию выпадающих расходов предприятиям-перевозчикам.
Кроме того, в последние месяцы весьма существенно снизилось количество пассажиров, пользующихся услугами пассажирского транспорта. По сведениям представителей транспортных предприятий, пассажиропоток уменьшился примерно на 20%, а на некоторых маршрутах снижение оказалось еще более существенным.