Правительство России утвердило изменения в программу субсидирования автокредитов. Максимальная стоимость автомобилей, попадающих в программу льготного кредитования, увеличена до 600 тысяч рублей. Кроме того, снижен процент первоначального взноса по кредиту. Эксперты считают, что список может увеличиться на пять-восемь моделей иностранных автобрендов, весьма популярных среди россиян. Что, в свою очередь, может сместить покупательский спрос от ВАЗовских моделей к иномаркам.
В начале июля правительством России было подписано постановление о внесении изменений в программу субсидирования потребительских автокредитов с учетом предложений Минпромторга страны. Изменения коснутся как максимальной стоимости автомобилей, которые можно будет приобрести на льготных условиях, сроков погашения кредитов, размера первоначального взноса, так и перечня финансовых организаций, которые смогут принять участие в программе.
Так, максимальная величина предоплаты за приобретаемые автомобили снижена до 15% от стоимости машины. Максимальная стоимость авто, попадающих в программу, увеличена до 600 тысяч рублей. По мнению экспертов, повышение стоимости автомобилей в рамках программы субсидирования автокредитов до 600 тысяч рублей, в первую очередь, увеличит долю иномарок, которые можно будет приобрести на льготных условиях.
«Если по прежним условиям кредитования основная часть списка приходилась на автомобили отечественных производителей и лишь пять импортных моделей (Fiat Albea, Ford Focus, Kia Spectrа, Renault Logan, Skoda Fabia), то теперь количество иномарок может увеличиться еще на пять-восемь моделей: Chevrolet Lacetti (и Cruze), Chevrolet Aveo, Skoda Octavia Tour, Ford Mondeo, Opel Astra и Volkswagen Golf. Эти модели достаточно популярны среди россиян, и мы полагаем, что в результате нововведений в льготном кредитовании интерес покупателей может сместиться с отечественных моделей в сторону иномарок», – говорит аналитик ИК «Финам» Алексей Сулинов.
Стоит отметить, что в настоящее время лидерами по продажам с помощью системы льготного автокредитования являются автомобили ВАЗовского производства. Что, впрочем, вполне объяснимо: в рамки 350 тысяч рублей попадают все модели, произведенные на тольяттинском автозаводе. Однако увеличение максимальной стоимости до 600 тысяч и, соответственно, расширение списка машин может изменить сложившуюся ситуацию.
С точки зрения аналитиков, государство стремится стимулировать покупательский спрос на все автомобили, производимые на территории страны, в том числе и иностранных брендов. «Это будет способствовать увеличению объемов налоговых поступлений в бюджет и позволит избежать сокращения персонала на размещенных в стране заводах, – отмечает Алексей Сулинов, – безусловно, на продажах продукции АвтоВАЗа увеличение планки максимальной стоимости автомобилей-участников госпрограммы скажется негативно. Однако здесь стоит учитывать тот факт, что государство при любых обстоятельствах продолжит помогать заводу. Кроме того, правительство таким образом демонстрирует, что готово оказывать поддержку всему автомобильному сектору, а не только некоторым его представителям».
Кроме того, в случае если постановление будет принято, по субсидируемым программам можно будет приобрести еще и легкий коммерческий автотранспорт. Также будет отменено ограничение по срокам выплаты кредитов. Если ранее взятые кредиты необходимо погасить до 31 декабря 2011 года, то по новым условиям время выплаты кредита не должно превышать 36 месяцев.
Все эти изменения в программе льготного автокредитования, по мнению аналитиков, вполне способны повысить продажи машин на территории России, но вряд это будет серьезный скачок. «По нашим оценкам, уровень продаж автомобилей на льготных условиях способен увеличиться на 15-20% от текущего уровня, – отмечает Алексей Сулинов, – более динамичному росту уровня продаж, на наш взгляд, будет препятствовать сокращение уровня платежеспособного спроса на автомобили и нежелание большинства граждан пользоваться кредитными программами в условиях нестабильности в экономики даже на льготных условиях».
Расширится также перечень банков, которые смогут участвовать в программе льготного автокредитования. По сообщению Минпромторга, возможность выдачи кредитов физическим лицам на приобретение автомобилей в рамках программы должна быть предоставлена кредитным организациям, собственный капитал которых по состоянию на 1 апреля 2009 года составлял не менее 70 миллиардов рублей.
Эксперты считают, что к трем банкам, которые сейчас работают по системе льготного автокредитования – ВТБ, Сбербанку и Россельхозбанку – могут присоединиться еще три-четыре банка. Вероятно, все они будут входить в число крупнейших российских кредитных организаций, обладающих развитой филиальной сетью в регионах.