Областные чиновники обещают достроить самарский метрополитен к 2020 году и оплатить работы за счет регионального бюджета. В губернском минстрое заявили, что общая стоимость проекта составляет более четырех миллиардов рублей, и эти деньги у региона будут. Другими словами, власти дали гарантии, что в Самаре все же будет развитая система метро, только чуть позже.
В 1977 году по заказу Совета Министров СССР институт «Метрогипротранс» разработал проект метро в Самаре. В сентябре 1980-го в центре города между станциями «Проспект Ленина» (будущая «Российская» возле Дома Культуры четвертого ГПЗ) и «Октябрьская» (будущая «Алабинская») началось строительства перегона. Однако после постройки туннель законсервировали. Работы начали вести с Юнгородка, где находились наиболее крупные промышленные предприятия города. В конце 1980 года началось строительство первой станции «Кировская». В сентябре 1981-го рабочие смонтировали первый проходческий щит, и стартовала щитовая проходка туннеля между станциями «Кировская» и «Безымянка».
Первую линию самарского метрополитена планировали открыть в 1987 году, к 70-летию октябрьской революции. Шестого ноября провели первый пробный рейс, а 25 декабря подписали акт о приемке первой ветви (четыре станции). Регулярное пассажирское движение было открыто 26 декабря 1987 года. Но, как выяснилось на практике, большая часть населения продолжила ездить на автобусах и трамваях, так как станции находятся далеко от центра.
Между тем самарские дороги каждый год становятся все более перегруженными, и развитый метрополитен в Самаре необходим. По прогнозам правительства региона, к 2020 году численность населения составит почти 1,199 миллиона человек. В итоге 21 мая 2008 года строительство станции «Алабинская» все же началось. Спустя три месяца – 19 августа – рабочие завершили проходку правого туннеля до будущей станции, а уже осенью огородили вторую площадку. После этого темп работы упал практически до нуля, а дата открытия объекта сместилась с декабря 2009 на декабрь 2011 года.
В сентябре минстрой региона, сославшись на федеральный закон, передал все права собственности на незавершенный объект мэрии Самары. В администрации города к этому неожиданному «подарку» отнеслись критически, ведь денег на достройку метро у областного центра нет.
До недавнего времени перспективы развития самарского метро оставались весьма туманными. Но 9 октября на очередном заседании правительства Самарской области министерство строительства и ЖКХ региона утвердило программу развития метрополитена на 2010–2020 годы. В рамках проекта станцию метро «Алабинская» должны закончить к 2016 году, к 2020 самарцы смогут оценить удобства станции «Самарская». Строительство оплатит областной бюджет. Средства предоставятся городу в форме субсидий на условиях софинансирования. При этом субсидии не превысят 95% от совокупного объема финансирования расходных обязательств города. Общая стоимость строительства составляет 4 миллиарда 652 миллионов рублей, в том числе: в 2010 году – 50 миллионов, в 2011 году – 100 миллионов, в 2012 году – 170 миллионов, за период с 2013 до 2020 года – 4 миллиарда 332 миллиона рублей.
Более того, на заседании вице-губернатор Александр Нефедов отметил, что этой программе будет уделено особое внимание.
«Строительство метрополитена – очень важный вопрос. Если понадобятся дополнительные средства, мы их найдем», – сказал чиновник.
Таким образом, областные власти пересмотрели свою позицию насчет метро в Самаре. Ведь только 22 сентября на пресс-конференции министр строительства и ЖКХ Самарской области Павел Донской заявил о том, что денег на станцию «Алабинская» нет. И сейчас средств не хватает даже для того, чтобы законсервировать объект. Теперь же господин Донской фактически гарантировал самарцам станции «Алабинская» и «Самарская», которые будут построены, пусть и не скоро.
Фото: Фото из архива 63.ru