Напрасно некоторые люди считают политику скучным занятием. Стоит лишь не много приглядеться, и станет ясно, что в этой сфере кипят настоящие страсти, происходят целые войны с ожесточенными боями. Мы предлагаем вам сесть поудобнее и насладиться увлекательным поединком между депутатом Самарской губернской думы Александром Колычевым и областным минтрансом, поводом для которого послужили региональные дороги.
Не понравились друг другу
Не так давно депутат губернской думы Александр Колычев раскритиковал работу министерства транспорта, связи и автомобильных дорог области. Дело в том, что в прошлом созыве господин Колычев возглавлял комитет промышленности, транспорта и торговли, поэтому «дорожная» тема ему близка. Когда Александр Васильевич баллотировался в губдуму второй раз, попасть в комитет ему не удалось. Не исключено, что среди причин, побудивших парламентария выступить против минтранса, есть и политическая составляющая. Господин Колычев является членом фракции «Справедливая Россия», которая находится в оппозиции партии власти.
Так начался этот поединок: в синем углу ринга «тяжеловес» Александр Колычев, в красном – минтранс во главе с Валерием Матвеевым.
И прозвенел гонг
Парламентарий выбрал агрессивную технику боя, и провел серию размашистых ударов. На деле это значит, что Колычев сделал несколько громких заявлений о некомпетентности областного министерства. В обнародованном отчете о деятельности министерства, основанном на анализе работы ведомства специальной рабочей группой, Александр Колычев обвинил ведомство в неэффективном использовании средств областного бюджета, необоснованном выборе объектов проектирования дорог, не требующих ремонта, монопольных условиях проведения торгов и других «грехах». По информации народного избранника, ведомство Матвеева причинило ущерб бюджету на десятки миллионов рублей.
Чуть позже по инициативе Александра Колычева работу минтранса проверила контрольно-счетная палата Самарской области. Аудиторы также нашли нарушения в деятельности дорожного ведомства. Специалисты СП уличили министерство в недостаточном контроле за качеством выполнения проектно-сметной документации и в расточительстве. Так, по данным аудиторов, подрядчики минтранса ремонтировали дороги Самара–Бугуруслан и Кировский–Гражданский без разрешений. Стоимость объекта Самара – Димитровгад – Ульяновск выросла на 38 миллионов рублей. Строительная компания ОАО «Мособлдорремстрой» в течение семи месяцев не использовала аванс в 84 миллиона рублей в нарушение условия заключенного с минтрансом контракта. Были к ведомству и другие претензии. По результатам проверки контрольно-счетная палата рекомендовала министерству разработать порядок формирования плана ремонта автомобильных дорог и тщательнее мониторить цены на дорожно-строительные материалы и конструкции.
Депутат Колычев предложил правительству области применить более суровые меры. Восемь пунктов, предложенных властям в документе с материалами проверки работы минтранса (бумаги имеются в распоряжении сайта Doroga63.ru. – Прим. ред.) могут полностью парализовать работу дорожного ведомства. Среди них можно выделить признание работы министерства неудовлетворительной, остановку финансирования всех выполняемых работ по проектированию, ремонту и содержанию региональных дорог, пересмотр монопольных условий проведения торгов.
Техника защиты
Валерий Матвеев не бросился в слепую атаку в ответ на нападки соперника. Он предпочел спокойную тактику, основанную на грамотной защите. Министр не стал публично реагировать на критику господина Колычева, а аудиторам предоставил аргументированные объяснения по поводу предъявленных недочетов.
Сотрудники ведомства не согласились с тем, что подрядчики ремонтировали дороги Самара–Бугуруслан и Кировский–Гражданский без разрешений. Они объяснили специалистам СП, что на первой трассе велись подготовительные работы в рамках действующего законодательства, а зеленый свет на строительство второй дороги минтранс получил еще два года назад. Транспортное ведомство выразило недоумение по обвинению в растрате. Увеличение суммы госконтракта по объекту Самара – Димитровград – Ульяновск было согласовано с Федеральным дорожным агентством.
Минтранс согласился лишь с одной претензией аудиторов, которая касается ОАО «Мособлдорремстрой». Семь месяцев назад предприятие действительно получило аванс от ведомства в размере 84,8 миллиона рублей на реконструкцию трассы Самара–Бугуруслан, но до сих пор не использовало эти деньги.
«Закон никто не нарушал, просто подрядчикам своевременно не предоставили документы, подтверждающие использование аванса по назначению. И мы четко аргументировали свои возражения по итогам проверки счетной палаты. Более того, мы не только оставались в правовом поле, но и добились реальных результатов даже в условиях масштабного секвестра ассигнований на дорожное строительство, о чем свидетельствует объем построенных, отремонтированных и реконструированных дорог», – сказала пресс-секретарь минтранса Надежда Кирьянова в беседе с редактором сайта Doroga63.ru.
После боя
Судили матч депутаты губернской думы, которым участники конфликта передали все отчеты и материалы о проведенных проверках. Ситуация сложилась спорная: на одной чаше весов авторитет счетной палаты и доводы Александра Колычева, на другой – аргументы министерства. Тем не менее парламентарии склонны принять точку зрения ведомства Матвеева. Есть важный нюанс в пользу областного минтранса. Все «болячки» дорог Самарского региона появились не просто так. По мнению депутата губернской думы Дмитрия Анищенко, это следствие соответствующего ремонта и обслуживания на протяжении 10-15 лет.
«Все знают о том, как раньше строились наши дороги и какой щебень тогда применялся. Это мел, и многие дороги сегодня проваливаются, потому что эта порода растворяется водой. Конечно, минтранс допустил недочеты в работе, но они не носят эксклюзивного характера. Такие ошибки допускают и другие министерства. Но дороги ремонтируются, и этого нельзя не видеть», – отметил Дмитрий Анищенко.
Естественно, финансировать деятельность минтранса не перестанут. Александр Колычев предложил временно парализовать ведомство, но не объяснил, кто его заменит и займется дорогами. Однако кое-чего парламентарий все же добился. Уже не важно – ратует ли депутат за дорожную отрасль или действует по политическому заказу. Главное, что губдеп инициировал проверки, которые выявили нарушения в работе министерства. У ведомства есть время и силы, чтобы исправить «помарки», не успевшие превратиться в серьезную проблему. «Работу над ошибками» предстоит также оценивать депутатам губдумы.