Только 41% российских автомобилистов с машинами старше 10 лет собираются участвовать в программе утилизации старых «железных коней». Более того, премьер-министр России Владимир Путин признал, что программа не проработана полностью и с ее реализацией могут возникнуть проблемы. Тем временем до открытия «долин смерти» осталось меньше месяца.
В Международный женский день в России стартует программа по утилизации автомобилей старше 10 лет. По ее условиям, автовладельцы в обмен на свои древние машины получат сертификаты, предоставляющие скидку в 50 тысяч рублей при покупке нового авто отечественной сборки. Недавно Министерство промышленности и торговли РФ обнародовало перечень автомобилей, на покупку которых можно израсходовать купон на скидку. Он включает в себя 66 моделей новых легковых автомобилей, собранных в России. Кроме авто отечественного производства в этот список попали Hyundai Sonata, Accent, Santa Fe (все производства ООО «ТагАЗ»), KIA Spectra, Sorento (ОАО «ИжАвто»), SsangYong Actyon, Kyron, Rexton, Actyon Sport (ООО «Соллерс – Дальний Восток»), FIAT Doblo Panorama и Albea (ООО «Соллерс – Набережные Челны»). Нашлось место в перечне Nissan Teana и X-Trail, Toyota Camry, Volkswagen Tiguan, Isuzu NLR85, Chevrolet Niva, Captiva и Cruze, Opel Antara и Astra, FIAT Ducato, Ford Focus и Mondeo, Renault Logan и Sandero, Skoda Fabia и Octavia.
Уничтожать автомобили планируют в 19 городах и регионах России. Это Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Свердловская область, Ростовская область, Республика Башкортостан, Челябинская область, Республика Татарстан, Нижегородская область, Новосибирская область, Красноярский край, Приморский край, Ленинградская область, Республика Удмуртия, Калининградская область, Ульяновская область, Калужская область. В этот список попала и Самарская область.
В преддверии запуска программы Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос автолюбителей на предмет участия в нашумевшем проекте. Результаты оказались не совсем радужными. Только 41% автовладельцев, попадающих под действие программы, готовы в ней участвовать.
Главной причиной отказа респонденты назвали неподходящие условия программы – 37% и недоверие к правительственным проектам вообще – 30%. 14% водителей недостаточно информированы, 13% не доверяют дилерам – участникам программы. Больше всего – 69% –опрошенным показался несправедливым тот факт, что для участия в прибыльной «автоказни» необходимо заплатить 3000 рублей. А 41% считают несправедливым сертификат, который является единственной возможной формой получения денег. Не добавляет энтузиазма и недавнее высказывание премьер-министра Владимира Путина о качестве подготовки к запуску программы. На встрече с представителями партии «Единая Россия» экс-президент РФ отметил, что проект утилизации старых автомобилей не до конца проработан и с его реализацией могут возникнуть проблемы.
«Есть определенные сложности: они связаны с тем, что у нас такой практики раньше не было, а значит, нет и инфраструктуры, нет достаточного количества в регионах предприятий, которые занимались бы утилизацией. До сих пор не разработана система логистики – доставки техники к местам утилизации», – сказал премьер-министр.
Таким образом, в России эта программа может пройти не так гладко, как в Америке и Европе, где подобный проект пользуется популярностью у автовладельцев и дилерских центров. Есть вероятность, что нашим дилерам на утилизации заработать не получится. А в программе, по словам директора департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга РФ Алексея Рахманова, участвуют сотни компаний.
«Главная задача нашей программы в том, чтобы люди, владеющие старыми машинами, смогли с помощью государства начать ездить на новых автомобилях. Ключевое звено здесь – дилеры, и всего в программе утилизации автомобилей на сегодняшний день по всей стране должно участвовать 1226 дилерских центров. Для утилизации принимаются только полнокомплектные автомобили; понятно, что утилизатор должен заработать, а не только нести затраты за разбор машины. Отношения дилер–Минпромторг будут максимально прозрачными, и государство гарантирует возврат дилерам средств в течение 30 дней», – сказал Рахманов на конференции дилеров АвтоВАЗа в Тольятти.