В феврале продажи легковых автомобилей опять снизились. Падение составило 32% по отношению к февралю прошлого года. Такие данные приводит комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса. Эксперты ожидали, что в этом году рынок не будет падать, по крайней мере, по сравнению с прошлым, провальным годом, однако число продаваемых машин продолжает снижаться. В нынешнем феврале продано 91,9 тыс. легковых машин, что почти на 43 тыс. меньше, чем в феврале прошлого года (134,8 тыс.) и на 127 тыс. меньше по сравнению с февралем 2008 года (218,7 тыс.). По итогам первых месяцев года наиболее значительно продажи упали у Honda (-70%), Mazda (-64%), Ford (-60%), Opel (-56%), Nissan (-54%). То есть меры поддержки продаж не срабатывают.
Итак, отправляюсь в громадный автогипермаркет, где представлены практически все продаваемые у нас модели авто. Есть возможность все узнать и сравнить. Выбираю самые ходовые с точки зрения среднего класса модели - лидеры продаж в докризисное время. С соответствующим, минимально необходимым набором опций: двигатель 1,6, коробка автомат, кондиционер, ABS, подушки безопасности, электроподогрев зеркал, гидроусилитель руля, аудиподготовка.
Поехали. Любимица блондинок красная "Мазда 3". В требуемой комплектации потянула на 740 тысяч (и это машина 2009 года, говорят, новые будут еще на 70 тыс. дороже). Если занять деньги у банка на три года с первоначальным взносом 30% получается: 580,9 тыс. кредит, 222 тыс. взнос, 157,6 тыс. проценты (16% годовых), 62,9 тыс. КАСКО, 6 тыс. комиссия. В сумме набегает 1029,4 тыс. Отсюда и ежемесячный платеж по кредиту - почти 21 тыс. руб. Дороговато.
Снижаем планку. "Форд Фокус". Все перечисленные опции есть в базовой модели... кроме кондиционера. В результате "Фокус" обойдется в 622,4 тыс. вместо базовых 497. Берем кредит опять же на три года с первым взносом 30%. Кредит 435,6 тыс., взнос 186,7 тыс, проценты 69,7 тыс. (9,9% годовых), КАСКО 42,3 тыс., 6 тыс. комиссия. В сумме - 740,4 тыс. Ежемесячный платеж получается около 14 тыс. Чтобы снизить затраты, придется брать кредит на год. Тогда ставка снизится до 2,9% и суммарные затраты - до 677,6 тыс. руб. Но ежемесячно придется платить почти по 37 тыс. рублей. Мне доверительно сообщили: сейчас для одобрения такого кредита надо зарабатывать в белую в 2,5 раза больше. То есть ежемесячный доход, подтвержденный справкой НДФЛ, должен составлять не менее 92,5 тыс. руб.
Идем дальше. "Oпель Астра" 2009 года (новых пока нет). В моей комплектации - 593 тыс. Если брать в кредит - цену скинут до 575 тыс. Берем: 402,5 тыс. кредит, 172,5 тыс. взнос, 91,8 тыс. проценты (15% годовых), 6 тыс. комиссия, 11-16 тыс. ежемесячный платеж. Суммарно за кредитный "Опель" придется заплатить 672,8 тыс. Плюс страховка.
"Пежо 308" 2010 года. 659,4 тыс. руб. Льготная кредитная программа с 10% годовых только на машины 2009 года. Но их уже нет. На новые - кредит под 15%. Отсюда расклад: 461,5 кредит, 197,8 взнос (30%), 114,4 тыс. проценты (за три года), 39,5 тыс. КАСКО, 6 тыс. комиссия. В сумме - 819,2 тыс. Кусается еще как.
Забываем о всех своих требованиях и спускаемся еще ниже. "Шевроле Лачетти", "механика", с более-менее приличным набором опций 514,1 тыс. рублей. Если покупать в кредит - скинут до 496 тыс. Получаем: кредит 347,3 тыс., взнос 148,8 тыс., проценты 90,3 тыс. (15,5% годовых), комиссия 6 тыс., выплата в месяц 12,4 тыс. Суммарно - 592,4 тыс. Плюс страховка.
И, наконец, "Рено Логан". 390 тыс. Кредит 252,7 тыс., взнос 130 тыс., проценты 35,9 тыс., КАСКО 34,4 тыс., комиссия 6 тыс. В сумме 459 тыс. Ежемесячный платеж - 8 тыс. Стоит ли удивляться, что сейчас именно "логан" показывает удивительный рост продаж.
Объяснение тому, что сейчас происходит, лежит на поверхности. И, похоже, дело не в том, что мы дружно разуверились в завтрашнем дне и боимся покупать машины. Они просто стали дороже, и выросла стоимость кредита. В основном - из-за действий производителей, которые уже справились с затовариванием, используя суперльготные кредиты, большие скидки и бонусы. Сейчас они перестроились, сократили объемы поставок, продавая у нас ровно столько, сколько наш рынок может переварить. "В 2010 год, в отличие от 2009-го, импортеры и дилеры вошли с относительно небольшими запасами прошлогодних машин. Соответственно не было необходимости в демпинге и продажах "любой ценой", - подтверждает Алексей Терещенко, директор по стратегическому развитию одного из наших крупнейших дилеров. - При нынешнем уровне спроса запасы машин 2009 года в основном нормально распродадутся за первый квартал. После этого будут производиться и заказываться объемы машин, соответствующие уровню спроса. Но планирование всех участников рынка будет весьма осторожным".
Поэтому прежнего и основного двигателя роста - льготных кредитов производителей - у нашего рынка уже нет. Сегодня кредит от производителя стоит 15-16% годовых, в лучшем случае около 10%. Предложения до 7% - единичны. Такая же ситуация и с госпрограммой субсидирования ставок. Кредит по ней (с учетом субсидий) сейчас в среднем стоит около 10-11%. Включение в программу всех желающих (сейчас по ней работают 104 банка), ситуацию не исправило. Банки дружно держат ставки по автокредитам на уровне 15-18% годовых, предлагая потребителю субсидированные кредиты в лучшем случае под 7,83%. И на программу утилизации, по мнению специалистов, больших надежд возлагать не стоит - слишком много в ней просчетов и явных ошибок. Достаточно только взглянуть на список машин, доступных к покупке: сплошь отечественные "Лады" и дорогущие иномарки.
Поэтому бурного роста продаж специалисты не ожидают, но подъем рынка из глубин все-таки начнется. "Исходя из нашего анализа уровня спроса, новых контактов и заказов мы предполагаем, что рынок в январе-феврале 2010 г. наконец прошел свою нижнюю точку падения. Далее абсолютные объемы продаж будут иметь тенденцию к росту, а начиная с III квартала 2010 г. рынок может даже показать прирост по отношению к соответствующим месяцам 2009 года, - считает в Алексей Терещенко. - Бурного роста в любом случае не будет, потому что потребители будут осторожны в осуществлении крупных расходов, производители и импортеры - в планировании рынка и производственных заказов. Восстановление автокредитования к докризисному уровню также не произойдет - процентные ставки, сроки кредитования, требования к качеству заемщиков и первоначальному взносу останутся существенно более жесткие, чем до кризиса".