Продажи подержанных автомобилей ВАЗ 2105-2107, приобретенных три-пять лет назад, снизились за первые три недели марта почти в четыре раза — с 6,5 тыс. до 1,2 тыс. «Виновата» программа утилизации: если раньше владельцы ВАЗ старше 10 лет меняли их на менее подержанные, то теперь им проще приобретать новые машины.
За первые три недели марта в стране было продано 1,2 тыс. подержанных автомобилей АвтоВАЗа семейства «классика», приобретенных в 2007-2008 годы, подсчитала компания «ПодборАвто» (специализируется на формировании подержанных автопарков). Для сравнения, в 2009 году среднемесячный объем реализации таких машин составлял 6,5 тыс, уточнили в «ПодборАвто». Компания анализировала данные о продажах 80 дилеров из девяти регионов России и различных трейд-площадок («Авто.ру», «Из рук в руки» и др.). С этими данными соглашается аналитическое агентство «Автостат»: правда, по его версии, озвученные продажи касаются машин, приобретенных в 2005-2008 годы. По данным «Автостата», всего в 2009 году на вторичном рынке было перерегистрировано 597 тыс. автомобилей ВАЗ «классика», из которых 2007 года выпуска — 18,26 тыс. машин, 2006-го — 24,25 тыс., 2005-го — 26,36 тыс.
Причиной такого резкого падения вторичного рынка аналитики компании называют запущенную 8 марта федеральную программу утилизации автомобилей. В рамках программы (действует с 8 марта по 1 ноября 2010 года) в утиль принимаются автомобили старше 10 лет: взамен автовладелец получает сертификат на 50 тыс. руб. на приобретение новой произведенной в России машины (на программу выделено 11 млрд руб. из расчета утилизации 200 тыс. автомобилей).
Справка
Программа утилизации снизила продажи подержаных «пятерок» и «семерок» в четыре раза
Проигравшими от введения утилизационной программы оказались действующие владельцы «Жигулей», отмечает гендиректор «ПодборАвто» Михаил Зотов:
«Если раньше они могли продать свой автомобиль с дисконтом в 20-25%, то сейчас цена на эти машины снижается почти в два раза по сравнению со стоимостью покупки».
В 2007-2008 годах, ежегодно продавалось порядка 600 тыс. автомобилей Lada, из которых около 30% приходилось на «классику». Около 40% владельцев «классики», по оценке «ПодборАвто», после окончания гарантии продавали их на вторичном рынке. Средняя рыночная цена новых «Жигулей» три года назад составляла около 150 тыс. руб., а на начало 2010-го стоимость этого же автомобиля с пробегом снижалась до 100-120 тыс. руб. Теперь из-за утилизационной программы, чтобы реализовать трехлетнюю «классику», владельцам таких машин приходится демпинговать и продавать их примерно за 80 тыс. руб., на что готова только небольшая часть, констатируют в «ПодборАвто». За новый автомобиль, с учетом сертификата, владельцу необходимо доплатить примерно 100 тыс. рублей (стоимость новой Lada 2105 — 163,5 тыс. руб.).
По оценке Михаила Зотова, из 80 тыс. продавцов трехлетней «классики» не менее трети приобретали взамен новую Lada. «Но если им не удастся продать свой автомобиль, АвтоВАЗ лишается потенциального сбыта 30-40 тыс. новых машин», — говорит эксперт.
За счет утилизационной программы АвтоВАЗ рассчитывает продать дополнительно 100 тыс. машин.