Реализация государственной программы утилизации натолкнулась на нехватку машин АвтоВАЗа нужных моделей. Тольяттинский автозавод не смог спрогнозировать спрос и в результате может сорвать продажи.
Программа утилизации автомобилей была запущена с 8 марта и должна действовать до 1 ноября этого года. Предполагалось, что благодаря выделенным государством на эту программу 10 млрд рублей в ее рамках будет продано примерно 200 тысяч новых автомобилей, из которых не менее половины придется на машины производства АвтоВАЗа. Сегодня, в условиях затянувшегося падения спроса на автомобили и затоваривания машинами, утилизационная программа должна была помочь АвтоВАЗу простимулировать продажи 1015 тысяч автомобилей ежемесячно. Спрос населения на покупку машин в рамках этой программы действительно оказался велик. По состоянию на 22 марта 2010 года АвтоВАЗ получил уже 60300 заявок на приобретение нового автомобиля по программе утилизации. Но сам ВАЗ оказался не готов к этому, и число реализованных им заявок ничтожно мало. На 18 марта дилеры ВАЗа смогли продать по этой программе лишь чуть более двух тысяч машин, то есть приблизительно по 200 машин в день. При том, что общие среднесуточные продажи АвтоВАЗа в марте составляют 900 автомобилей. Такими темпами за месяц дилеры ВАЗа смогут продать лишь около 27 тысяч автомобилей при производственной программе 38 тысяч.
Некоторые аналитики дают еще более пессимистический прогноз. Так, заместитель директора аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов считает, что объем продаж автомашин Lada в марте будет на уровне 2123 тысячи автомобилей. Таким образом, АвтоВАЗ пока не может воспользоваться выгодами, которые сулила ему программа утилизации. Причиной этого дилеры называют нехватку отдельных моделей и модификаций машин, пользующихся у покупателей, желающих обменять автомобиль по госпрограмме, повышенным спросом. Речь идет главным образом о «классике». На начало этой недели из 60 тысяч покупательских заявок половина приходилась на «пятерку» и «семерку». На прошлой неделе АвтоВАЗ разослал дилерам – участникам программы утилизации письмо с предложением не принимать больше заявок на покупку «пятерки». На «семерку» идет предварительная запись, и покупателей предупреждают, что машину они могут получить в лучшем случае только в мае. Существует очередь, правда, значительно меньше, и на другие модели, например, «Калину».
«В прошлом году завод закрыл одну нитку конвейера, по которой шла «классика», на реконструкцию под выпуск моделей Renault, - объясняет источник на АвтоВАЗе. - «Классика» производится на одной нитке с «Самарой», и объем ее производства упал в два раза». Влияет и географическая неравномерность спроса. Так, если количество заявок покупателей в Поволжье на начало недели уже превышало 23 тысячи, то на Урале о своем желании приобрести автомобиль вазовского производства заявило лишь чуть более 4 тысяч человек. Помимо отсутствия нормального прогнозирования покупательского спроса, реализации программы утилизации мешает большой документооборот по ней. «Мы работаем круглые сутки, оформляя документы по программе утилизации», - призналась начальник отдела продаж фирмы «Рона» Наталья Мозгунова. Но не все зависит от дилеров. Задерживает получение покупателями автомашин и длительность обработки документации на АвтоВАЗе и в Минпромторге.
Семь кругов ВАЗа
Дилеры не слишком охотно работают с клиентами по утилизационной программе. Сдать свой старый автомобиль по госпрограмме утилизации непросто. В Самаре заявки на утилизацию сейчас принимает только один дилер – «Самара-Лада». Позже к нему может присоединиться «Гэмбл», но когда это произойдет, неизвестно. На сегодняшний день запись в «Самара-Ладе» идет на конец июня - начало июля. Как сообщают в салоне клиентам, подано уже более 4 тысяч заявок, но реально в день может быть обработано не более 20-25. «Сейчас мы отдаем машины по предзаказам, сделанным еще в феврале», - говорит менеджер в «Самара-Ладе». В «Автосалоне на Ипподроме» клиентам говорят, что сертификаты по программе в качестве частичной оплаты за новый автомобиль сейчас не принимают, и советуют обратиться в Тольятти или Сызрань, где очереди могут быть меньше. Но в Сызрани дела с госпрограммой обстоят не лучше, чем в Самаре. В «Сызранской СТО» клиентам сообщают, что подано более тысячи заявок, но ставить старые машины уже некуда. «Наша стоянка забита автохламом», - заявил один из менеджеров салона. В результате очередь на утилизацию там сегодня уже до мая. По его словам, приобрести «классику» по сертификату с доплатой в 99 тысяч рублей просто невозможно, поскольку это была акция всего на 300 машин. В то же время, если клиент выберет Lada Priora в качестве нового автомобиля, то старый они готовы у него забрать очень быстро. Практически все дилеры ВАЗа говорят, что сейчас заказы на «пятерки» и «семерки» уже не принимаются. В автосалоне холдинга «АвтоТрейд» рассказали, что очередь на них расписана до октября. Lada Kalina и Samara можно будет приобрести в июне-июле. Лучше всего обстоят дела с Lada Priora. Кроме того, в «АвтоТрейде» сообщили, что с клиентов сейчас берут в качестве предоплаты 5 тысяч рублей. Из них 3 тысячи непосредственно за утилизацию, а остальное - за предзаказ автомобиля АвтоВАЗу.
Автомобили потерялись
Дефицит автомобилей ВАЗ, на который наткнулась программа утилизации, противоречит официальной декларации о наличии больших товарных остатков. Минувшей осенью Волжский автозавод заявлял о наличии на товарных площадках дилеров около 50 тысяч автомобилей, при том что продажи вплоть до последнего времени не превышали месячной производственной программы тольяттинского автозавода. По данным «Автостата», на 15 марта текущего года товарные остатки АвтоВАЗа составляли до 60 тысяч машин. На ВАЗе называют цифру в 40 тысяч автомобилей. Почему при товарном остатке, составляющем как минимум месячную производственную программу АвтоВАЗа, сеть не может удовлетворить спрос, неясно. «Не исключено, что товарные остатки на самом деле несколько меньше того количества, которое существует в вазовской отчетности», – полагает бывший менеджер АвтоВАЗа Юрий Целиков. В настоящий момент значительная часть дилеров получает машины на ответственное хранение с правом продажи. Но, как полагает Целиков, некоторые дилеры могли продать автомобили, но не перечислить деньги на завод. В отчетности эти машины все еще числятся в товарных остатках, хотя давно уже проданы. Подобные скандалы уже имели место с несколькими дилерскими компаниями, например, с «Элекс-Полюсом» и «АвтоТрейдом». «Ревизии дилерских фирм, которые раньше проводились ежемесячно, сейчас проводятся от случая к случаю», - говорит Целиков.
Программа утилизации
Принято заявок на 22 марта:
Приволжский федеральный округ - 23 185
Северо-Западный федеральный округ - 5263
Сибирский федеральный округ - 5141
Уральский федеральный округ - 4203
Центральный федеральный округ - 14670
Южный федеральный округ - 7182
Дальневосточный федеральный округ – 626
Заявки по модельному ряду Lada:
Lada Kalina 10500
Lada 2105 12000
Lada 2107 19500
Lada Samara 10100
Lada Priora 4200
Lada 4x4 6200
Максим Нагайцев, вице-президент АвтоВАЗа по продажам и маркетингу:
- Таких объемов продаж, как сейчас, на АвтоВАЗе не было давно. Причин двестарт госпрограммы утилизации и начало сезонного спроса на авторынке. Все заявки по программе утилизации, поступившие к дилерам до 25 февраля, будут удовлетворены в течение 2-3 месяцев. На мой взгляд, никакой серьезной проблемы с получением новых автомобилей по программе утилизации нет, есть только очередь на «семерку». Если завод выпускает в месяц около 10 тысяч, то он просто физически не может удовлетворить 20 тысяч заявок на этот автомобиль за 2 недели. Что касается «пятерки» - это малорентабельный автомобиль, поэтому АвтоВАЗ сразу предупредилих количество ограничено.
Сергей Удалов, заместитель директора аналитического агентства «Автостат»:
АвтоВАЗ как всегда не смог спрогнозировать обстановку на рынке и выпустить именно то, что будет пользоваться спросом, и продать именно там, где спрос выше. Хотя то, что покупатели, желающие воспользоваться программой утилизации, выберут именно «классику», предсказать было нетрудно.