В мире, где каждую минуту что-то придумывают, становиться сложно оценить полезность изобретения. В некоторых случаях всё более менее очевидно: изобрели коробку-автомат и машина легко покорилась всем женщинам. А вот какую роль в жизни автомобиля играет тёмная плёнка, наклеенная на окна – эстетическую или техническую? А может быть эта знак принадлежности к особой касте людей? На улицах города встречаются представители всех этих партий.
Компании, занимающиеся тонировкой автомобилей, настойчиво твердят, что тонировка это необходимость. В ход идут тщательно подобранные словосочетания – плёнка защитит от «слепящего света» солнца, любопытных взглядах в пробках, сэкономит расход бензина, потому что уменьшит нагрузка на кондиционер. Однако владельцы 25% машин, а это 126 из полутысячи просмотренных, довольствовались заводской минимальной тонировкой.
«Мне хватает на моем Opele Astra стандартной тонировки, она обеспечивает мне достаточно удобств, - говорит Александр, служащий банка. – Посторонние взгляды? Знаете ли, когда я иду по улице, меня тоже все видят и меня это несколько не волнует. Почему я должен заботиться об этом, когда езжу на машине. Я же не перевожу в ней стоячих людей. Что касается красоты, то некоторые люди носят солнцезащитные очки в ливень. Они мне кажутся нелепыми».
С Александром не согласно большинство участников дорожного движения. Чуть больше трёхсот машин, а это 60 %, затонированы. Большинство из них следует букве закона - затягивает ветровое стекло и стёкла передних боковых дверей плёнкой с высоким светопропусканием.
«Да, я затонировался и сделал это по большому счету для красоты, ибо мой автомобиль белый и в контраст ему отлично играет черный, - говорит Владимир, ездящий на Ладе Калине. - Плюс ко всему пока машина у меня не была затонированна, я боялся оставлять сумку или какие либо вещи на заднем сиденье автомобиля. Увидев через незатонированное стекло эту сумку, наркоманы или им подобные разобьют стекло и будут с ней. И даже если в сумке не лежало ничего важного, стекло придется менять. С тонированным стеклом не видно, что лежит внутри машины, значит, нет соблазна и меньше вероятность такого проникновения».
По букве закона
Тут не лишним будет обратиться к нормативным документам. Согласно с изменением № 3 к ГОСТ 5727-88 "Стекло безопасное для наземного транспорта" светопропускание ветровых стекол автотранспорта должно быть не менее 75%, стекол передних дверей - не менее 70%. Что тут сказать. Владелец каждой третьей машины, не боясь ограничить видимость в темное время суток и повышая вероятность подпортить себе кузов вмятинкой или царапинкой от незамеченного столбика, тонируется на грани фола.
«У меня нет тонировки, но я собираюсь сделать, - говорит Юля, Hyundai Sonata. - Она нужна по трём причинам: чтобы солнце не светило очень сильно в лицо; чтобы чувствовать себя комфортно и защищено; для красоты. А те люди, которые тонируют слишком сильно, могут ослепнуть».
Это не смущает 15% автолюбителей и 69 автомобилей тонированы по кругу. Как правило, это либо дорогие иномарки, становящиеся от черной плёнки более загадочными, и «те кому за десять» – давно сошедшие с конвейра представители отечественного автопрома. Ведь и правда – затонировал машину, как у «того перца Лексусе», она и ездить лучше стала, и ломается меньше.
«Все-таки лобовое стекло должно оставаться незатонированным, - продолжает Владимир. - Опять же движение в темное время суток будет очень некомфортным. На дороге иногда приходится мимикой общаться с другими участниками движения и это помогает при разрешении различных дорожных ситуаций. А те, кто затонированны в ноль, по кругу чаще всего ездят нагло, с нарушениями всех правил и ущемляя остальных участников движения».
Тонкая грань
На форумах эти люди обсуждают, как лучше пройти техосмотр: дать взятку или содрать, а потом снова наклеить. Делятся мнением, что лучше платить штрафы за тонировку, чем за увиденный сотрудниками ГАИ непристёгнутый ремень или разговор по мобильному телефону. Советуют, как правильно общаться с ГАИ, которые не имеют специальных приборов для определения у плёнки светопроникновения. То, что уменьшенная видимость может привести к ДТП и людским жертвам, они считают занудством.
«Никогда не буду тонировать лобовое стекло, - говорит Маша, Opel Astra. - Не хочу выбирать по городу такие маршруты, где меньше постов ДПС, париться когда надо из города или в город через пост ехать, и вообще у меня нет времени регулярно с гаишниками общаться, договариваться. У моей машины окна маленькие, обзорность и так плохая. Знаю на 100% - если лоб затонировать, она будет очень темная. Когда в машине внутри темно, то зрение напрягается и ездить тяжело. А по трассе в плохую погоду вообще невозможно. С другой стороны, если в самой машине обзорность хорошая, то не сильно затонированный лоб в городе ездить не мешает, это тоже абсолютно точно. Поэтому здесь все индивидуально зависит и от машины и от водителя».
Грань между необходимостью и излишком каждый определяет сам в силу своего вкуса. Но малиновые пиджаки в своё время не свели в могилу ни их обладателей, ни окружающих людей. В ситуацией с тонировкой главное чтобы человек за рулем реально оценивал ситуацию, и наклеенная на стёкла плёнка не была во вред его здоровью и здоровью окружающих.
Автор: Сергей Рогачев