Современный ритм жизни требует от человека мобильности, свободы передвижения и наличия собственного авто. Но вождение - дело ответственное и даже небезопасное. Поэтому многие новички, решая получить водительские права, сталкиваются с выбором: где эффективней обучиться вождению – в автошколе или у личного инструктора? Чтобы как-то помочь соискателям прав, мы решили разобраться в этом вопросе.
Несмотря на то, что и автошколы, и личные инструкторы, на первый взгляд, учат одному и тому же, методики и технологии, применяемые во время процесса обучения, все же существенно разнятся и имеют ряд особенностей, как в первом, так и во втором случае.
Начнем с того, что в автошколе срок обучения, стоимость и программа обучения – величины более или менее постоянные. По словам преподавателя ГУП Самарской области «ЭКСОН» Владимира Антонова, на сегодняшний день срок обучения в автошколе длится от 2 до 2,5 месяцев. За это время курсанту должны начитать 106 часов теории и провести с ним 50 часов практических занятий на автомобилях.
«Стоимость обучения во всех школах разная и колеблется от семнадцати до двадцати двух тысяч рублей в зависимости от материально-технической базы», – говорит Владимир Антонов.
Отметим, что слишком низкая стоимость услуг означает, что автошкола не имеет своих автодромов и автоматизированных площадок. Соответственно, за отработку маневров на автомобиле во время практических занятий курсанту придется платить из своего кармана, так как тренироваться придется на чужих автодромах. Одна минута тренировки стоит один рубль.
Программа обучения в автошколе построена таким образом, чтобы теория предшествовала практическим занятиям. В теоретическую часть входят теоретические и лабораторно практические часы – сюда включаются показы учебных фильмов, решение экзаменационных билетов на компьютере. Также проходят занятия с медицинскими работниками на усвоение навыков оказания первой помощи при ДТП. Далее следуют занятия на автотренажерах, а затем тренировки на автодроме, где отрабатываются обязательные упражнения, входящие в программу экзаменов. После этого курсанты тренируются водить в городе по специальным маршрутам.
«Все маршруты согласованы с руководством ГИБДД города и построены таким образом, чтобы была возможность отработать все приобретенные теоретические знания по ПДД на практике в полном объеме», – отмечает заместитель руководителя ГУП Самарской области «ЭКСОН» Виктор Маклицов.
Пожалуй, главным преимуществом персонального автоинструктора перед автошколой в процессе обучения вождению является индивидуальный подход. Желание клиента – закон. Поэтому график занятий, элементы, отрабатываемые на них, да и вообще все можно скорректировать по желанию обучаемого. Ведь, согласитесь, в автошколе невозможно получить максимального внимания к себе, а соответственно и к своим индивидуальным вопросам. Это просто физически невозможно, так как уроки имеют свой временной и тематический регламент. А все люди разные и по-разному воспринимают и усваивают новую информацию. Поэтому многие проблемы, которые возникают во время обучения вождению, остаются нерешенными.
Однако, справедливости ради, необходимо отметить, что и автошколы далеко не все одинаковые и по-разному относятся к своим курсантам. Есть вполне адекватные учреждения, в которых не отказывают новичкам в дополнительных занятиях и повторной проработке наиболее трудных для усвоения тем, если на то возникает необходимость.
Как правило, персональные автоинструкторы не требуют идеальных знаний ПДД и делают акцент на практическом изучении всех премудростей вождения. Пообщавшись с несколькими инструкторами, оказывающими услуги персональных наставников, можно сделать вывод, что в большинстве случаев к ним обращаются люди, которые уже когда-то проходили обучение в автошколе и имеют права. «Такие люди в 90% случаев просто долгое время не имели практики вождения и хотят восстановить все навыки. Также обращаются те, кто только что окончил автошколу, но чувствует себя неуверенно на дороге из-за недостаточной практики», – рассказывает автоинструктор Валерий Скорняков.
Что касается автошкол, то не все из них и не всегда готовы оказать дополнительные услуги людям, уже имеющим права. Все зависит от загруженности учреждения и наличия материально-технической базы. Многие личные инструкторы советуют всем желающим получить водительские права все же пройти базовый курс обучения в автошколе, а уж затем обращаться к ним для шлифовки навыков вождения. В арсенале персонального инструктора любой неуверенный водитель сможет найти множество полезного для себя. У каждого персонального инструктора есть первоначальная программа, с которой начинает каждый новичок. Но, повторимся, она совершенно не является обязательной и от нее можно отказаться в любой момент. Например, если курсант захочет привыкнуть к какому либо маршруту в городе, то инструктор будет обкатывать его до тех пор, пока все нюансы маршрута не станут понятны обучаемому. Кроме того, личный инструктор поможет до автоматизма отработать тот или иной маневр или объяснит и покажет как вести себя в определенной ситуации на дороге, кажущейся сложной для курсанта.
Стоимость услуг персонального автоинструктора не может быть строго зафиксирована – она в каждом конкретном случае разная. «Это зависит от того, насколько быстро человек обучается и сколько уроков с ним необходимо провести до того момента, пока сам курсант не будет удовлетворен результатом обучения», – говорит Валерий Скорняков. В практике автоинструктора был случай, когда новичок с «нуля» научился качественно водить и ориентироваться в дорожных ситуациях за восемь двухчасовых занятий. Некоторые же, напротив, берут уроки в течении довольно продолжительного периода времени. Так что, если человек взял за труд самостоятельно на зубок выучить ПДД и ему достаточно половины того времени, которое отводится в автошколах на практическое вождение, то выбор за ним. Подсчитать затраты на обучение в обоих случаях нетрудно. Отметим, что один час занятий с персональным инструктором стоит не менее 400 рублей.