Пришли теплые деньки, начались длительные в этом году праздничные выходные, и самарцы всё чаще планируют провести свой отдых не в городе. По крайней мере, не в нашем, а отправиться путешествовать. Чаще всего вид транспорта выбирается собственное авто, а длительность пути может исчисляться часами. Эх, дороги – пыль да туман…
Отправляясь в дальний путь, в первую очередь нужно определиться с тремя основными задачами – какое расстояние вы считаете дальним, какова цель путешествия и посредством какого транспорта будет осуществляться покорение бескрайних просторов нашей, признаться, не самой крупной планеты. Рассмотрим их в порядке актуальности, стараясь при этом коснуться большинства попутных вопросов.
Подготовка
Итак, транспорт. В силу специфики издания мы не будем рассматривать морской, железнодорожный и воздушный тип перемещений. Автобусы, с помощью которых совершается значительная доля путешествий, мы также позволим себе оставить за кадром, подготовка к вояжу с их помощью не отличается от авиаперелёта. От вас ничего не зависит, вы ничего не делаете и ни за что не отвечаете.
Другое дело – если за рулём вы сами. При этом сильное влияние на результат пути имеет матчасть. Независимо от марки, модели и года выпуска, перед дальней дорогой автомобиль должен быть максимально готов к любым трудностям, в первую очередь – полностью исправен. Запаска, докатка, целая камера, монтировка и домкрат, насос и набор для вулканизации в полевых условиях – составьте комплект по возможности и вкусу, но помните, что прокол колеса – самая частая причина внеплановых остановок в пути. Комплект предохранителей, полный набор лампочек оптики, ремень ГРМ, запасные свечи, прочный буксировочный трос, исправный огнетушитель и аптечка помогут вам избежать последствий всех основных неприятностей, способных произойти с машиной и её водителем. Что касается аптечки, то лишний раз беспокоить её содержимое ни к чему. Возите с собой набор необходимых вам лекарств и употребляйте по мере надобности, ведь ПДД предписывают иметь аптечку комплектной, и вы не сможете доказать сотруднику ДПС, что, употребив из неприкосновенного запаса две таблетки аспирина, вы ничего не нарушили. Вас оштрафуют за некомплект.
Соблюдайте правила дорожного движения. Внимательно следите за знаками, разметкой, встречным транспортом, сигналящим вам дальним светом. Критично обрабатывайте полученную информацию. Знайте и возите с собой Кодекс об административных правонарушениях – очень интересную книжку, где чётко даны все случаи подлежащих наказанию проступков. Всё, чего там нет, но что попытается вам поставить в вину должностное лицо, квалифицируется пунктами совсем других статей. Знайте свои права и умейте их аргументировано отстаивать.
Оружие в пути вам понадобиться не должно, независимо ни от чего. Если вас остановят вооруженные люди, разрешённый законом травматик вас не спасёт, а против безоружной публики обычно помогает монтировка, малая сапёрная лопатка, туристический топорик или простая холодная вежливость – предметы, незаменимые в любой дороге и ситуации. Что касается криминала на дорогах, то лучшая защита от него – здравый смысл и сотрудники ГИБДД. Как ни удивительно, иногда они неплохо справляются со своими обязанностями. Это обусловлено психологией хозяев дороги, каковыми товарищи в погонах не без оснований себя считают. Они очень не любят, когда на их территории без их ведома творятся безобразия, и в особо критичных случаях на милицию смело можно рассчитывать. Сотовый телефон должен быть всегда заряжен, баланс – максимально далёк от нуля, крупные деньги и документы – надёжно спрятаны в самом дальнем внутреннем кармане, а трое крепких молодых людей, в хорошую погоду голосующие на остановке пригородного учаска трассы, не должны стать вашими попутчиками.
Очень важно – никогда, ни при каких обстоятельствах не путешествуйте в одиночку. Полтыщи километров вам поможет скоротать ваш друг и напарник, он же всегда подменит за рулём. Перегоны свыше тысячи километров разумно проходить минимум на двух машинах, с командой не меньше четырёх человек.
В пути
Расстояние. Для начинающего водителя со стажем вождения год-два по городу серьёзным путешествием может оказаться пятисот километровый перегон между областными центрами. Профессионал-дальнобойщик расстояния меряет неделями в пути. Как бы то ни было, расстояние – это время, а время от времени мы с вами хотим кушать, спать и всесторонне поддерживать состояние своего организма на должном уровне. Спать нужно ночью, ехать днём, отдыхать сразу, как почувствовали усталость, до тех пор, пока не отдохнёте. Ночная езда – это ненужный риск. Обед в придорожном кафе – это тоже риск, и если вы фанат подобной романтики, то ваши друзья – сигареты, кофе, левомицетин и активированный уголь. До добра вас эта компания не доведёт. Покупайте еду в магазине, воду пейте из фабричных бутылок. За пару суток питания одними вторыми блюдами ничего с вами не случится. Есть возможность – питайтесь в мотелях, если собираетесь в них ночевать. Там вы сможете обосновать свои претензии местной кухне, но как раз по этой причине мотели обычно готовят хорошо.
Ночевать в машине можно летом, а если у вас бесконечный бензин, идеальная теплоизоляция салона или магистральный тягач – то круглый год. Можно устроить палаточный ночлег, но для этого нужна, как минимум, палатка, а при наличии котелка-вертела-мангала, продуктов и желания ваш ужин заставит покраснеть от зависти поваров любой автогостиницы. На ночёвке должна быть неспящая дежурная смена, независимо от расположения вашего бивуака. Палаточный лагерь, если выбран этот тип отдыха, следует располагать на максимальном удалении от мест, где встречается самый опасный и умный хищник – человек. В его природе заложен инстинкт нападения на себе подобного, зашедшего без приглашения на его территорию.
На гостеприимство и помощь в аварийных ситуациях рассчитывать не стоит. Вам помогут, если попросите – но только в том случае, если захотят услышать и обратить на вас внимание. Будьте готовы, что никто не остановится помочь вам, заглохшему, замерзающему, умирающему от жажды или истекающему кровью. Знайте также, что человек, остановившийся для помощи вам, однозначно и твёрдо уверен в себе и своих силах. В этом кроется опасность – он может быть неадекватен, вооружен, настроен иначе, чем кажется на первый взгляд. Ваша помощь попавшим в затруднительное положение должна основываться на тех же принципах. Любая якобы неисправная машина на обочине может оказаться ловушкой, и всегда придется искать компромисс между вашей совестью и разумным риском.
Также стоит объезжать горящие автомобили, аварийные ситуации с живыми и здоровыми людьми рядом и, как уже упоминалось, внимательно относиться к голосующей на обочинах публике. Людей без багажа подбирать не нужно – это местные, особенно – если это крепкие молодые ребята. Пожилых местных также брать не стоит – если только вы не собираетесь изучить нравы здешней публики и стать богаче рублей на сто. Особая категория попутчиков – профессиональные автостопщики. Как правило, это парни и девушки 20-35 лет, характерной рок-н-рольной внешности, с грузом в виде рюкзаков, палаток и потрёпанных гитар. Денег за проезд от них не ждите, но эта публика абсолютно безопасна, бывает везде и очень много знает о жизни, о людях и о дорогах, на которых и открывается человеческая жизнь такой, какова она есть на самом деле. Относитесь с уважением к этим скитальцам автострад, подбирайте в холод и в непогоду, даже если вам немного не по пути. От них можно узнать много интересного и полезного.
Цель
Третий вопрос – куда и зачем вы едете. Путешествия вне направлений, экспедиции туда, где нечего делать скучным нормальным людям, – отличный способ качественно и далеко уехать. Такие рейды совершаются при солидной финансово-материальной базе и на серьёзных машинах. Их инструкторы-организаторы и экипажи хорошо знают, что делают и куда едут. Это, бесспорно, самый интересный и захватывающий способ покорения расстояний, он же самый затратный и требующий подготовки, описание которой достойно отдельного изложения.
Обычные, деловые поездки происходят быстро и в один приём, с заменой за рулем и сном в кабине. Сюда относятся водители грузовиков, перегонщики, личные водители – те, для кого это работа. Может осуществляться в деловых интересах и частная поездка, возможно – в гости или на курорт. Все эти путешествия обычно проходят по дорогам общего пользования, путь прокладывается по атласу автодорог, и опыт приходит по ходу дела. Отметим, что не все трассы, данные на карте как магистрали федерального значения, отвечают своей гордой категории. Информация, полученная из Сети, от знающих трассу водителей и вольных путешественников может разочаровать вас в честности составителей карт, но и сильно облегчить вам жизнь – тоже.
Добрых вам дорог!