Есть вероятность, что уже через месяц самарские водители не смогут принять участие в государственной программе утилизации старых автомобилей. Дело в том, что Минпромторг выдает по 3 600 сертификатов ежедневно, и вместо старых машин больше всего покупают самые дешевые модели АвтоВАЗа. Автодилеры надеются, что программу продлят.
Программа утилизации автомобилей старше десяти лет, рассчитанная изначально до конца ноября, может закончиться к концу мая. Напомним, что в обмен на старого железного коня, водители получают сертификаты в 50 тысяч рублей, которые действуют при покупке нового автомобиля отечественной сборки. На распределение половины из 200 тысяч сертификатов ушло менее двух месяцев, а оставшиеся могут быть выданы до конца мая. В интервью федеральным СМИ директор департамента автомобильной промышленности минпромторга Алексей Рахманов заявил, что министерство выдает по 3 600 ваучеров ежедневно.
«Все положенные 200 тысяч свидетельств, пожалуй, отдадим недели через три», – сказал чиновник. Тем не менее, Алексей Рахманов отметил, что в некоторых случаях ведомство будет искусственно тормозить выдачу сертификатов, чтобы не допустить выдачу «пустых» свидетельств, не обеспеченных гарантиями поставки машин.
«Все будет зависеть от подтверждения компаниями-производителями своих производственных возможностей», – сказал чиновник.
Наибольшим спросом по утильпрограмме пользуются автомобили «Лада», причем классические модели тут же стали дефицитом. Пресс-служба завода сообщает, что в апреле этого года волжский автозавод продал 52,4 тысячи автомобилей, из которых 18 тысяч машин – по программе утилизации, а это на 53,6 % больше, чем за апрель 2009 года. Число заявок на приобретение классических моделей со скидкой превысило 100 тысяч. То есть покупатель, предоставив дилеру сертификат об утилизации старой машины, может купить автомобиль «ВАЗ 2105» и «ВАЗ 2107» в любой комплектации за 99 тысяч рублей, а любую модель семейства Lada Kalina в комплектации «стандарт» – за 199 тысяч рублей. Руководство завода решило даже вернуть рабочие места пенсионерам, которые не так давно покинули ряды заводчан.
Но, несмотря на консервативные предпочтения автолюбителей, охочих до вазовской классики, минпромторг расширил перечень автомобилей, которые можно приобрести в рамках государственного проекта. Список пополнили Volkswagen Passat, Skoda Fabia, Yeti и Superb, собираемые в Калуге компанией Volkswagen, а также Peugeot 308 и Citroen C4 производства PSA. Туда же попала и продукция обанкротившегося завода «ИжАвто», производство на котором было прервано в мае 2009 года. Завод планирует возобновить выпуск автомобилей до конца второго квартала 2010 года. И опять же, речь идет о выпуске вазовской классики. Напомним, что в сентябре 2002 года, ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «ИжАвто» подписали совместный приказ «О производстве автомобиля ВАЗ-2104». «Четверка» являлась основой линейкой отечественных автомобилей Ижевского автозавода. Сейчас завод ведет переговоры о поставке машинокомплектов с АвтоВАЗом и с корейской компанией Kia о возобновлении выпуска Kia Spectra и Sorento.
В связи с этим автодилеры надеются на то, что программу все-таки продлят до конца года. «Программа утилизации несомненно увеличила спрос на автомобили и способствует росту рынка. Хотя мы не продали ни одного «Фольксвагена» по этой программе, – говорит менеджер по продажам автосалона «Диверс Моторс Самара» Сергей Коняев. – Конечно. больше всего люди покупают вазовские модели, как наиболее дешевые. Я думаю, что продлить программу будет целесообразно».
Тем не менее, на рост рынка повлияли и другие факторы. «Наступила весна, и многие автолюбители активизировались. Март и апрель считаются самым лучшим временем для продаж автомобилей. Люди, как правило, покупают машину в начале года», – сказал продавец-консультант автоцентра официального дилера Renault в Самаре ГК «Автоповолжье» Владимир.