Продажи полисов «Зеленая карта», аналога российского ОСАГО, набирают все большие обороты на рынке отечественного страхования. В этом сезоне отпусков крупные игроки, несмотря на спад, намерены увеличить долю присутствия в этом сегменте, ведь это выход на перспективный международный бизнес.
Заговорили по-русски
Поскольку система международного страхования автогражданской ответственности вступила в силу в России недавно, с января 2009 года, сравнивать уже полученные показатели пока не с чем, да они и не так велики. Однако для самих автовладельцев кое-что все же изменилось. Во-первых, подешевели полисы в страны СНГ (Белоруссию, Украину и Молдову), они теперь обходятся дешевле, по сравнению с болгарской «Зеленой картой». Во-вторых, повысился уровень сервиса для русскоговорящих страхователей: теперь они могут звонить российскому страховщику и выяснять все вопросы на родном языке. От страховых компаний переход на новую систему потребовал дополнительных затрат на печать бланков, доработку внутренней информационной системы и включения в штат специализированного подразделения как минимум двоих англоязычных специалистов.
«Чтобы вступить в «Зеленую карту», российским страховщикам потребовалось выполнить целый ряд требований Международного бюро, — рассказал директор Главного управления по Самарской области ООО «РОСГОССТРАХ Поволжье» Павел Паль. — Прежде всего, каждая из них должна была внести в фонд текущих обязательств бюро 500 тыс. евро. Кроме того, Россия должна была сформировать гарантийный фонд в размере 11 млн евро (то есть взнос каждого из участников составил 917 тыс. евро). В случае если страховщик будет не в состоянии далее обеспечивать свои обязательства, в качестве гарантии выполнения обязательств выступит внесенный им взнос. И дальнейшее урегулирование за него уже будет осуществлять специально созданное в составе Российского союза автостраховщиков бюро «Зеленая карта». Оно выступает представителем в международной системе и контролирует действия страховщиков, а также обеспечивает взаимодействие со всеми членами бюро – иностранными государствами. Поэтому иски со стороны потерпевших россиянам не грозят – их риски заканчиваются с момента приобретения полиса «Зеленая карта».
Защита от случаев
В полис аналога ОСАГО включаются те же, по сути, риски: нанесение водителем ущерба жизни, здоровью или имуществу третьих лиц при использовании застрахованного автотранспортного средства, только на территории стран системы «Зеленая карта». А таковых 45, включая Россию.
«За первый год вступления нашей страны в международную систему у наших клиентов произошло около 100 страховых случаев, — отметила начальник отдела методологии и мониторинга продаж «Зеленой карты» РОСНО ОАО СК «РОСНО» Елена Сокол. – Наибольшее их число пришлось на Германию, Польшу, Белоруссию, Италию и Австрию, преимущественно – с участием страхователей – физических лиц. Это, в частности, объясняется тем, что среди выезжающих за рубеж больше туристов, чем организаций, осуществляющих международные перевозки. Чаще всего виновниками ДТП становились водители из Беларуси, Украины, Литвы, Латвии, чуть реже — из Польши и Финляндии».
Цена вопроса
Раньше стоимость «Зеленой карты» зависела от того, какой западный страховщик предлагал ее на российском рынке. Рассчитывалась она по тарифам, утвержденным в стране происхождения страховщика. Сегодня цена страховки едина во всех страховых компаниях, вступивших в бюро. Она зависит от страны, в которую направляется автовладелец, срока пребывания и типа транспортного средства. Страны делятся на две группы: в одну входят все страны системы, в другую выделены Беларусь, Украина и Молдова – для тех, кто едет туда, полис обойдется дешевле. Понятно, что чем длительнее поездка, тем дороже полис. Ни мощность двигателя, ни количество лиц, допущенных к управлению автомобилем, на цену полиса не влияют. Цена полиса «Зеленая карта» пересматривается каждый квартал (так как зависит от колебания курса евро), но меняется, как правило, незначительно. К примеру, в 4 квартале 2009 года стоимость полиса для «физика» на 15 дней составляла 1670 рублей, а в 2010 году – 1417 рублей.
«Лимит ответственности по полису в каждой стране, входящей в систему «Зеленая карта», различен, — разъяснила Елена Сокол. — Например, в Украине предельная сумма выплаты по ущербу, причиненному жизни и здоровью одного пострадавшего, составляет 4450 евро, по «железу» она не может превышать 2225 евро на одного пострадавшего. А в Бельгии, например, выплата за ущерб, причиненный имуществу, может достигать суммы в 100 млн евро, выплаты же по жизни и здоровью верхнего предела вообще не имеют.
Лучше пере-, чем недо
Отсутствие полиса может стать препятствием при выезде за границу, его наличие проверяется обязательно. Впрочем, купить «Зеленую карту» можно и на границе, но там могут быть очереди. Да и поручиться, что на очередном погранпереходе будет организована продажа страховок, сложно. Так что лучше позаботиться об этом заранее, тем более что тарифы едины по всей стране, независимо от того, приобретаете вы полис у страховщика в офисе или на границе. Главное — внимательно изучить документ. «Зеленая карта» имеет защиту, поэтому вас должны насторожить признаки некачественной печати документа или его копирования. Кроме того, посмотреть, правильно ли указаны номер ТС в карте, сроки страхования, фамилия страхователя, страховая премия.
Что делать при наступлении ДТП? Основные действия — обратиться в дорожную полицию страны пребывания, заполнить европейскую форму извещения о ДТП, обменяться с другими участниками аварии номерами полисов обязательного страхования ответственности владельцев ТС и сообщить о случае своему страховщику.
«Необходимо записать фамилии и адреса потерпевших и очевидцев, — сообщил андеррайтер по автострахованию Приволжского регионального центра ОАО «АльфаСтрахование» Андрей Стрижков. — Владелец транспортного средства, чья ответственность застрахована, обязан выдать другим участникам, намеренным предъявить требование о возмещении вреда, копию «Зеленой карты», а при ее отсутствии сообщить сведения о договоре страхования, в том числе номер полиса, адрес и номер телефона национального бюро страны, на территории которой произошло ДТП. Также выяснить сведения о договоре страхования владельцев транспортных средств других участников дорожно-транспортного происшествия. Автовладелец обязан составить документы, предусмотренные законодательством этой страны, и запросить у иных участников копию заполненного извещения о дорожно-транспортном происшествии (Accident Statement). Не позднее 15 рабочих дней он должен уведомить страховщика о дорожно-транспортном происшествии, в том числе сообщить сведения о причиненном вреде, имена пострадавших и передать копию заполненного извещения страховщику».