Рост тарифов на обязательную «автогражданку» позволит сделать этот вид страхования основным рабочим продуктом на рынке.
Лимит страховых выплат за ущерб жизни и здоровью граждан в рамках обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) может возрасти со 160 тыс. до 500 тыс. рублей. Согласно предварительным экспертным оценкам, после увеличения лимитов выплат по жизни и здоровью в ОСАГО тариф может вырасти до 30%.
В случае принятия данных поправок, выплаты по ОСАГО будут разделены на несколько этапов. На первом этапе будет возможно получение авансовой выплаты от страховщика ОСАГО на основании документа ГИБДД о ДТП, где указаны пострадавшие. Для получения аванса пострадавшему надо будет представить страховой компании справку от врача с диагнозом. Страховщик в соответствии со специальными таблицами установит объем финансирования медицинской помощи, которая потребуется на первом этапе. Размер такого аванса может составлять от 50 тыс. до 100 тыс. рублей. В настоящее время средний размер выплаты за ущерб жизни и здоровью в рамках ОСАГО составляет примерно 30 тыс. рублей.
Если лечение для пострадавшего оказалось дешевле, чем предполагал объем выданного на эти цели аванса, человеку не потребуется возвращать неизрасходованный остаток средств страховой компании. Эти средства можно использовать на последующую реабилитацию и укрепление здоровья.
Как сообщил владелец агентства «Страховой Советник Кокорев» Олег Кокорев, Минфин уже около года находится под сильным прессингом страхового лобби, которые хочет поднять тарифы по ОСАГО.
- Уже неоднократно делались обещания, назывались даты повышения тарифов по ОСАГО, которым пока так и не суждено было стать реальностью, - отметил в частности г-н Кокорев.
При этом, по мнению экспертов, сейчас тарифы по ОСАГО явно не позволяют страховщикам нормально работать.
- Предложив увеличить лимит ответственности по таким видам риска как «ущерб жизни и здоровью» со 160 тыс. рублей аж до 500 тысяч рублей, а базовый тариф по ОСАГО поднять только на 35%, страховщики выбрали более простой и понятный для Минфина, а также для широкой автомобильной общественности вариант обоснования роста тарифов, -считает Олег Кокорев. - Для тех, кто в этом ничего не понимает, все звучит убедительно. Но если учитывать, что сейчас выплаты по данным видам рисков фактически не превышают 1% (т.е. 0,7% от собранной премии), то потенциальный рост выплат при повышении лимита ответственности страховщиков будет явно неадекватен повышению тарифа ОСАГО. Переломить эту статистику не смогут даже создание фиксированных таблиц выплат и авансовые выплаты возмещения.
По мнению Олега Кокорева, на самом деле рост тарифа предназначен для решения проблем с другим, главным риском ОСАГО, который существует сегодня - выплатами по имущественному ущербу (повреждения кузова и так далее).
При этом рост тарифов может сделать ОСАГО безусловно рентабельным видом страхования, считают эксперты. А в условиях кризиса ОСАГО и вовсе может стать основным рабочим продуктом на рынке.
Дело в том, что другой вид автострахования – КАСКО, находится сейчас в самом сложном положении за всю историю страхового рынка России. Соотношение выплаты/ поступления в автоКАСКО по I кварталу составило около 90%. Это означает, что при минимальных расходах на ведение дела около 30%, в среднем каждый страховщик имеет убытки около 20% от собранной премии. Традиционно колебания убыточности ОСАГО в портфелях страховщиков компенсировались за счет премий по КАСКО, но ситуация кардинально изменилась. И сейчас страховщикам срочно нужна помощь.
- Готово ли ее оказать сообщество автовладельцев за счет повышения тарифов по ОСАГО, покажет обсуждение инициатив Минфина в Думе, считает г-н Кокорев, - Я думаю, что страховщикам нужно поднимать тарифы по КАСКО, причем они с этим решением уже опоздали, минимум на полгода.