Государственная инициатива давать скидку автолюбителям за покупку авто оказалась очень сложным проектом. Подводные камни встречаются в реализации программы на каждом шагу. Так выгодно ли в ней участвовать?
Предоставленная государством возможность поменять старый автомобиль на скидку при покупке нового привела к одной интересной тенденции. За время работы программы дилеры, обрадованные ростом спроса, начали повышать цены. И с марта стоимость автомобилей «Лада» выросла в среднем на 11%, то есть порядка 28 тысяч рублей. Вслед за дилерами цены поднял и сам завод: с 15 мая отпускной прайс «АвтоВАЗа» увеличился в среднем на 2%. «Естественно, на это повлиял ряд причин, - заявил директор агенства «Автостат» Сергей Целиков. - Одна из них — сезонное повышение цен, но ключевую роль в данном случае сыграла именно программа утилизации. Плюс кумулятивный эффект — покупатели увидели дефицит и ринулись за товаром. И все это не могло не привести к росту цен». На данный момент реальная выгода с сертификата составляет не 50, а 20 тысяч рублей.
Программа утилизации старых автомобилей задумывалась как более чем интересное новшество: более чем на 40 % автопарк России состоит из автомобилей, возраст которых составляет более десяти лет.
Именно на такие автомобили была направлена государственная инициатива. Идея, к слову, пришла к Минпромторгу РФ, реализующему эту программу, не с потолка. В июне 2009 года в США стартовала аналогичная программа: Cash for Clunkers. За новый автомобиль взамен сдаваемого в утиль полагалась скидка в 4,1 тыс. долларов. Однако американцы предпочитали менять старые американские машины на новые японские, поддерживая не отечественного, а иностранного автопроизводителя. Правительство РФ решило учесть эту ошибку: скидку после сдачи в утиль подержанного авто можно получить только на автомобиль, произведенный на территории РФ. Скидку, к слову, небольшую, особенно по сравнению с американской: всего 50 тысяч рублей.
И в марте этого года программа стартовала. Впрочем, слова «стартовала» и «начала работать» в данном случае совсем не синонимы. Уже на первом этапе работы появились проблемы.
В основном со снятием старого авто с учета в ГИБДД: машины сдавались дилерам сотнями, но снять их с учета в ГИБДД удавалось в разы меньше, а без печати инспекции авто невозможно отправить утилизаторам. А дилерские площадки, сами понимаете, не резиновые. Сложности появились еще и с документацией. Так, ГИБДД разрешила снимать с учета машины в любых отделениях в пределах региона, однако отработанной единой информационной системы между отделениями создано не было. Во многих отделениях требовали не тот пакет документов, который был установлен законодательством. Впрочем, через некоторое время эта система была обкатана. И начались новые проблемы.
Следующие препоны на пути сдачи автохлама создавали сами дилеры. Например, они отказывали в принятии свидетельства, если машина была утилизирована у другого дилера. Тем временем в постановлении Минпромторга ясно указано, что такая практика вполне возможна. То есть получив на руки сертификат об утилизации, незадачливый автолюбитель не всегда мог быть уверен, что сможет купить машину с желаемой скидкой. Тем не менее программа продолжала действовать.
И по официальным данным на май в рамках реализации программы Минпромторг РФ выдал 124 тысячи 477 сертификатов (впрочем, машин по программе было продано меньше: 37 800 штук). Один только АвтоВАЗ за два месяца действия программы сумел реализовать через своих дилеров всего 18 000 автомобилей. При том, что заявок собрано более чем на 80 тысяч. Из запланированных до ноября 200 тысяч. А поток участников, кажется, даже и не думает затихать.
И это, в свою очередь, привело к огромным очередям на покупку автомобилей по программе утилизации. Как заявили в офисе дилера ОАО «АвтоВАЗ» компании «Самара-Лада», на даный момент очередь на покупку продукции Волжского автозавода составляет порядка 7 тысяч человек. Записаться на покупку авто можно только на конец октября. А выданные скидочные сертификаты действуют только до ноября. А значит, нет никаких гарантий, что его удастся реализовать. В итоге Минпромторг ввел ограничения для дилеров, работающих по программе утилизации. Теперь дилеру необходимо придерживаться соотношения, когда количество оформленных сертификатов не превышает трехкратно количество проданных по программе автомобилей. В июне 2010 года это соотношение будет снижено до двух к одному, а в июле – один к одному. Минпромторг будет самостоятельно контролировать соотношение выданных сертификатов к реализованным автомобилям через свой сайт и автоматически отключать возможность выдавать сертификаты тем дилерам, которые превысили указанные выше нормы. И на данный момент многие автолюбители уверены, что выгоднее и быстрее просто продать свой подержанный автомобиль на вторичном рынке. И во многом они правы — на рынке выгоду можно получить гарантированно.