Последняя неделя июня и начавшийся июль стали настоящим испытанием для многих автолюбителей. С ростом столбика термометра резко увеличилось число «закипевших» в пробках машин. Избежать столь досадной неприятности можно благодаря своевременной проверке уровня охлаждающей жидкости и состояния радиатора.
Есть два сезона, когда машина эксплуатируется практически на грани своих возможностей. В первую очередь речь идет о зиме, когда основной проблемой является запуск автомобиля при низкой температуре. Летом перед водителями стоит другая проблема: как не допустить перегрева двигателя, стоя в пробке.
Подавляющее большинство современных автомобилей оснащено жидкостными системами охлаждения двигателя. Принцип работы такой системы довольно прост. Насос прогоняет по каналам в блоке цилиндров жидкость (тосол или антифриз, раньше воду), принимающую на себя тепло от двигателя. Нагретая охлаждающая жидкость попадает в радиатор, где интенсивно охлаждается потоком набегающего во время движения воздуха. Главную роль в охлаждении играет большая площадь охлаждающей поверхности радиатора, обеспечивающая заметный теплообмен даже тогда, когда никакого обдува не происходит. Радиатор излучает тепло. Собственно, за это его так и назвали по латыни «радиатор» - излучатель. Когда для охлаждения оказывается недостаточно излучения и пассивного обдува, вступает в работу вентилятор. Он включается автоматически, когда температура охлаждающей жидкости оказывается уже очень высокой, близкой к верхнему допустимому пределу. Если рост температуры не удается остановить и при включенном вентиляторе, приходится подключать к работе радиатор «печки». Обстановка в салоне становится весьма далекой от комфорта, но какое-то время ехать еще можно. Если же стрелка продолжает показывать рост температуры, самое время останавливать машину. Не надо дожидаться закипания охлаждающей жидкости, когда из-под капота повалит пар. Иначе может понадобиться капитальный ремонт двигателя. Лучше постоять полчасика с поднятым капотом, чтобы теплый воздух от мотора свободнее уходил вверх.
Заодно следует проверить уровень тосола в расширительном бачке и при необходимости долить. Через полчасика можно будет стартовать еще на сколько-то километров… Причин этой неисправности может быть несколько: отказ термостата, датчиков, засорение радиатора, низкий уровень охлаждающей жидкости. Обычно эта беда проявляется, когда автомобиль стоит в пробке, и все зависит от работы вентилятора на радиаторе. По неофициальной статистике, чаще всего с «закипанием» двигателя сталкиваются владельцы отечественных машин с пробегом.
Владельцам подержанных иномарок тоже иногда приходится стоять на обочине в ожидании, когда остынет антифриз. Как сообщили в «Автоцентре на Ипподроме», с наступлением жары число обращений по данному вопросу резко увеличилось. «В большинстве случаев помогла промывка радиатора», - говорит специалист сервиса. Аналогичного мнения придерживаются в «Автосалоне Арго». «Пух и пыль забивают радиатор, и он перестает выполнять свои функции», - говорит мастер сервиса.
Весной этого года многие сервисы официальных дилеров предлагали своим клиентам воспользоваться пакетом услуг по подготовке автомобиля к летней эксплуатации. В него входит проверка уровня охлаждающей жидкости, чистка радиатора и многое другое. Как показывает практика, многие водители готовы за это платить, лишь бы не стоять потом в жару в пробке с открытым капотом.