Депутаты ужесточили наказание за нарушение правил дорожного движения. Камерам разрешили по максимуму штрафовать за выезд на встречку, в пять раз подняли стоимость езды на авто с нечитаемыми номерами и тонировкой, а также приняли «сухой закон» для водителей – отныне последние будут считаться пьяными при любом уровне алкоголя в крови.
Госдума РФ в третьем, окончательном чтении приняла поправки в Кодекс об административных правонарушениях, увеличивающие штрафы на нарушение ПДД. В частности, повышаются суммы наказаний за управление автомобилем с тонировкой не по ГОСТу и с «нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта регистрационными знаками» – со 100 до 500 рублей. Теперь темные стекла и грязные номера влетят автовладельцам в копеечку.
В ГИБДД поддерживают новые санкции. «Проблема с тонировкой все время существовала, – сказал «Газете.Ru» заместитель главы ГИБДД Владимир Кузин. – На безопасность точно влияет, особенно в темное время суток, вопросов тут нет».
Помимо этого, принятый Госдумой законопроект предусматривает также введение штрафа в размере 5000 рублей за выезд на встречку, зафиксированный видеокамерами. Впрочем, автомобилисты уже изобрели способ избежать наказания за такой штраф. Нарушитель может уйти от ответственности, если после получения письма напишет заявление в орган, выписавший штраф, что за рулем был другой человек, предоставив его номер и данные. После чего задача «виновника» – примерно два месяца уклоняться от встречи с инспекторами ГИБДД. Затем срок давности административного правонарушения истекает. «Вы приходите с ним в милицию, с вас списывают этот штраф, а ему уже не могут его предъявить», – говорит президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин, добавляя, что в Интернете уже много объявлений, где предлагается стать таким «виновником» за деньги. Правозащитник также добавил, что после недавних поправок, такой «бизнес» будет только расти. Впрочем, депутаты уже подумывают о том, чтобы отменить срок давности за нарушения ПДД и подобная законодательная инициатива может появиться в ближайшее время.
Нынешние же поправки вступят в силу поэтапно – за тонировку начнут штрафовать уже с 21 сентября, а за видео с выездом на встречную полосу движения – с 21 ноября 2010 года.
Кроме того, Госдума окончательно отменила минимально допустимую норму содержания алкоголя в крови водителя. Напомним, она (0,3 промилле или 0,15 миллиграмма на литр выдыхаемого воздуха) была установлена всего два года назад – 1 июля 2008 года. С отменой этой нормы любой, кто принимает спиртосодержащие медицинские препараты, продукты брожения (тот же кефир или квас), тем более тот, кто выпил за день до вождения, могут быть признаны пьяными. Возрастет и риск возможных ошибок в показаниях алкотестеров. Достижение нулевого уровня алкоголя в крови вообще вряд ли возможно с медицинской точки зрения: определенную погрешность вносит эндогенный этанол, уровень которого у разных людей может колебаться от 0,008 до 0,4 промилле.
Получается, что оказаться пьяным и лишиться прав может любой водитель. Поэтому норма, определяющая возможный уровень алкоголя в крови водителя, есть во всех странах Европы, большинстве штатов США, Канаде, Австралии и многих других. Так, в Латвии и Швеции допустимый уровень – 0,2 промилле, в Бельгии, Англии, Ирландии, Италии, Германии, Швейцарии – до 0,8 промилле. В среднем же «алкогольная планка» находится на уровне 0,5 промилле. Депутаты Госдумы, видимо, посчитали, что российские водители не чета заграничным – могут злоупотребить своими правами и алкоголем, поэтому дали задний ход ими же принятой норме.
«Мне кажется, что до сих пор живо массовое заблуждение, будто норма 0,3 промилле – разрешительная, – говорит автомобилист с 20-леьним стажем Вячеслав Лысиков. – Но практика показала, что эта норма ничего не разрешает, она лишь устраняет спорные ситуации на дорогах. Если мы вводим нулевую норму, то необходимо резко ужесточить ответственность гаишников и врачей за попытку фальсификации протоколов и медицинских заключений, а также за сговор».
Станет ли после всех этих нововведений безопасней на дорогах, покажет статистика ГИБДД. Жаль, увеличение доходов сотрудников Госавтоинспекции по ней не проверить. Было бы любопытно сравнить показатели.