В Конституционном суде РФ обжалован срок наказания для виновных в ДТП с трагическими последствиями. Инициатором выступила пермская пенсионерка, потерявшая мужа из-за аварии в декабре 2006 года. Она уверена: предусмотренная законом ответственность за причинение смерти на дороге несоразмерна содеянному. Согласно Уголовному кодексу за нарушение правил дорожного движения, которое повлекло по неосторожности смерть человека, водителю грозит лишение свободы на срок до пяти лет и отстранение от управления транспортным средством на срок до трех лет.
Супруг заявительницы Людмилы Галкиной погиб по вине водителя, который грубо нарушил правила дорожного движения и вылетел на пешеходный переход, где уже находились люди. В мае 2010 года районный суд приговорил его к двум годам колонии-поселения. Пермячка посчитала, что даже максимальное наказание за такой проступок является слишком мягким, и обратилась в Конституционный суд.
264-я статья УК в зависимости от обстоятельств происшествия предполагает несколько вариантов ответственности водителя. Нарушение ПДД и правил эксплуатации транспорта, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с отбыванием в колонии-поселении и отстранением от управления транспортом на срок до трех лет. Если нарушитель был пьян или его действия повлекли смерть двух и более лиц, максимальный срок наказания увеличивается до семи лет. Если же совпали оба эти обстоятельства, виновному грозит уже до девяти лет лишения свободы. При этом реальные приговоры обычно более снисходительны к нарушителям.
Судебная практика рассмотрения дел и вынесения приговора подтверждает, что никакой четкой градации в определении сроков наказания нет. За гибель человека на дороге могут назначить условный срок, а за травмирование – отправить за решетку. К примеру, недавно Ленинский районный суд Тюмени приговорил 28-летнего Дмитрия Воеводина за нарушение Правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека, к двум годам заключения и лишению управления транспортным средством сроком на два года. Водитель на пешеходном переходе сбил 18-летнюю студентку Тюменского государственного нефтегазового университета, которая впоследствии скончалась. Слабым утешением для родных погибшей может служить взыскание с виновника ДТП в счет компенсации морального и материального 600 тысяч рублей
Другой случай: водитель сбил пешехода, вследствие чего тот получил тяжелые травмы. Пострадавший выписался из больницы через несколько месяцев, а суд назначил водителю наказание в виде лишения свободы сроком на год в колонии-поселении, возмещение материальных затрат на лечение и удовлетворил требование жены пострадавшего по возмещению морального ущерба на сумму один миллион рублей.
По поводу нетрезвых водителей – история отдельная. Даже им редко выносят максимальные наказания. Например, челябинского водителя Subaru, который въехал на скорости 100 км/час в остановку общественного транспорта, из-за чего погибли две молодые девушки, приговорили только к четырем годам лишения свободы. В этой истории справедливым кажется хотя бы тот факт, что попытки откупиться пятью миллионами от родителей погибших в суде не прошли – наказание оказалось неминуемо.
В 2009 году среди общего числа административных дел самыми распространенными оказались нарушения правил дорожного движения. Наказания вынесены более 30 тысячам водителей, которые управляли автомобилем в нетрезвом виде.
«На сегодняшний день, действительно, многие наказания оказываются несоизмеримы с преступлениями, – говорит юрист Александр Донцов. – Водитель, который сбивает нескольких людей и получает при этом пять лет, по большому счету не несет должной ответственности. Я считаю, что минимальное наказание за смерть человека в ДТП должно составлять лет десять. Но сейчас тюрьмы переполнены, вряд ли кто-то будет увеличивать сроки для водителей».
С другой стороны, никто не застрахован от случая с внезапно появившимся на дороге пешеходом. Что тогда будет с водителем – ведь не лишать же его свободы на десять лет?
«Во-первых, водитель должен доказать свою изначальную невиновность в ДТП, – поясняет Александр Донцов. – Если пешеход переходил дорогу в неустановленном месте, и следствие покажет, что избежать столкновения было невозможно, то за решетку водитель не попадет. Его лишат прав. Сложнее дело обстоит, когда пешеход, не убедившись в безопасности, начал движение по нерегулируемому переходу и попал под колеса. Здесь необходима грамотная экспертиза. Но, если вы сбиваете человека, проехав на красный свет, это уже определенно пренебрежение ПДД».
Возможно, ужесточение наказания за ДТП со смертельным исходом стоит сделать дифференцированным, то есть особо строгим, скажем, за умышленное пренебрежение ПДД, в результате которого погиб человек. Однако такой подход ставит ребром вопрос – как определить, совершено ли нарушение неосознанно, например, по невнимательности, или водитель сознательно рискнул жизнью участников дорожного движения просто потому, что ему наплевать на правила? И ответ на этот вопрос должен быть объективным и однозначным, ведь от него будет зависеть судьба человека.
Хотя лучше просто помнить, что каждое нарушение ПДД – это игра чьей-то жизнью, выиграть в которой можно несоизмеримо меньше, чем проиграть.