Вояж премьер-министра Владимира Путина по трассе Хабаровск–Чита можно назвать историческим. И трасса стратегически важная, и председатель правительства не каждый день за руль садится.
Саму дорогу достроили относительно недавно, и за 10 лет она «съела» 70 миллиардов рублей из бюджета. Премьер же предпочел почувствовать все прелести дорожно-строительных технологий лично и проехал более двух тысяч километров за рулем. Историческим автопробег назвал сам Владимир Владимирович, ведь впервые через Россию можно проехать от границы до границы по нормальному асфальту. Однако, по данным «Коммерсанта», трасса функционирует уже довольно давно, а в последнее время дорожники лишь укладывали асфальт на сравнительно небольшом участке.
Вместо бронированного лимузина премьер предпочел ярко-желтую «Ладу Калину» в версии «спорт». Представители АвтоВАЗа поспешили заявить, что завод не собирал автомобиль специально под премьерский вкус: машина, мол, самая обыкновенная, точно такую же может приобрести себе любой желающий. Многие отнеслись к таким заявлениям со скепсисом, памятуя о «в доску стандартной» «Ниве», под капотом которой оказался немецкий двигатель, не считая полсотни других переделок.
По данным «Коммерсанта», над канареечным хэтчбеком корпели специалисты гаража особого назначения. Что конкретно они доводили до ума в этой «Калине», точно не известно, однако премьер остался доволен, а блогеры начали высказывать догадки, что с заводской конструкцией в машине совпадает лишь шильдик с лодочкой да надпись Kalina Sport 1,6 на двери багажника.
Не обошлась премьерская поездка и без неожиданностей. В самом начале пути, еще во время движения по гравийной дороге, высокопоставленному водителю пришлось остановиться из-за неприятного скрежета, раздававшегося со стороны одного из колес. Выяснилось, что в щель между диском и шиной попали несколько камней: они-то и издавали неприятный скрип.
«Поломку» устранили в считанные секунды весьма оригинальным способом – заменили машину. Может быть, это и было главным пиар-посланием: мол, сломался ВАЗ – меняй, и точка. Дальнейший путь премьер проделал на точно такой же канареечной «Ладе», отличавшейся от первой лишь номерами.
Впрочем, это недоразумение никак не сказалось на мнении Владимира Путина о «Калине». «Неожиданно, на самом деле оказалась очень удобная, комфортная и надежная машина», – оценил легковушку премьер, заметив, что не сожалеет о сделанном выборе.
Он также упомянул про управляемость на 140-145 км/час, чем вызвал у интернет-сообщества вопросы.
Характеристики «спортивной» «Калины» по современным меркам довольно скромны, и слово «спорт» здесь вообще кажется неуместным. Справедливости ради заметим, что и стоит она в два раза дешевле настоящего горячего хэтча – от 374 тысяч рублей (в версии 1.6). Правда, комплектация бедновата: аудиосистемы нет, колесики – 15-дюймовые, подушек безопасности не предусмотрено (подробнее).
Бензиновый двигатель объемом 1,6 литра развивает 98 л. с., максималка – 170 километров в час, в общем, по динамике разгона – весьма банальный автомобиль. «Путинскую» машину помимо прочего укомплектовали системой навигации GPS-Глонасс и аудиосистемой, так что ее цена даже без учета услуг спецгаража перевалила 400 тысяч. Облик «Калины Спорт» более агрессивный, из других отличий от обычной машины стоит отметить спортивную подвеску, развитую боковую поддержку передних сидений, измененную светотехнику, оригинальные бампера и щитки задних крыльев. Существует версия и попроще – с двигателем объемом 1,4 литра (от 339 тысяч рублей).
Изначально АвтоВАЗ планировал собирать такие «Калины» мелкими партиями: модель-то позиционировалась как удачная замена «восьмеркам» и «двенашкам», которые после несложного тюнинга якобы превращаются в «зажигалки». Но после такого пиара Kalina Sport может выйти на более высокий тираж. А еще премьер лично показал жителям Дальнего Востока, что отечественные машины тоже годятся для езды.
Пока Путин колесил по Дальнему Востоку, в интернет-блогах и на форумах кипели страсти. Кое-где писали, что премьер, мол, за руль садился исключительно перед большими городами, а всю остальную часть пути проделал в качестве пассажира на бронированном джипе. Обсуждали количество резервных «Калин», которые везли вслед за кортежем. Но, пожалуй, больше всего шума было вокруг записи на Livejournal.com, созданной свежезарегистрированным юзером Ayabelochka. Запись начинается нехитро: «Хочу поделиться впечатлениями о мелкосерийной машине производства ОАО «АвтоВАЗ» – Lada Kalina Sport 1.6», – пишет блогер, сопровождая практически каждую фразу подробными фотографиями. Все плюсы, которые Ayabelochka за четыре месяца эксплуатации нашел в своей машине, он уместил в трех предложениях: «Дизайн машины понравился, удобные кресла, климатическая установка, задние дисковые тормоза. Достоинств у машины немало. Отличная рулежка: короткая рулевая рейка, электроусилитель руля. Управлять Lada Kalina Sport одно удовольствие».
Дальше начинается перечисление поломок и недостатков, выявленных всего лишь за 11 тысяч километров пробега: болт от литого диска был закручен на заводе не по резьбе, начались проблемы с сигналом, через 70 километров пробега перестала работать лампочка кондиционера, немногим позже отказали задний дворник и омыватель.
И это только начало: по словам блогера, через восемь тысяч километров у «Калины» перестали включаться третья и четвертая передачи. «Коробку пришлось поставить обычную. Спортивных КПП Lada Kalina Sport 1.6 в наличии не было ни у официального дилера, ни в Тольятти. Сроки появления неизвестны», – пишет Ayabelochka, добавляя еще несколько менее существенных недостатков.
Запись сразу же взлетела в топ блогов, однако мнения комментаторов разделились: кто-то сочувствовал, кто-то злорадствовал, а кто-то предполагал, что такой «отчет» есть не что иное, как черный PR, кем-то заказанный и хорошо оплаченный. АвтоВАЗ, в свою очередь, официально пока не ответил на эти претензии: несчастный автовладелец по-прежнему высказывает свое мнение сотрудникам автосервисов, вместо того чтобы потребовать компенсации у производителя.
Тем не менее недавно директор по качеству автогиганта Паскаль Фелтен представил первые результаты программы Lada Quality Program, которую автозавод начал внедрять еще в прошлом году. По сообщению пресс-службы АвтоВАЗа, за девять месяцев 2009 года количество претензий к продукции завода снизилось на 30%, причем для семейства моделей «Kalina» этот показатель составил 35%. К 2012 году руководство автогиганта ожидает трехкратное снижение количества жалоб, а еще через два года компания рассчитывает выйти на один уровень с иномарками.
Пока же складывается впечатление, что АвтоВАЗу важнее мнение одного VIP-владельца «Лады», чем недовольство обычных водителей. Не говоря уже о том, что 98 лошадиных сил в «спортивной» модели для 21 века – как минимум моветон.
PS: Если верить любительской видеосъемке, в автопробеге принимало участие три однаково желтые «Калины» – две ехали своим ходом, одна – на эвакуаторе. Что бы это значило?