

Приватные парковки возле различных учреждений могут оказаться под запретом. Такое решение намерены принять депутаты Государственной думы. По мнению авторов, частные парковки на проезжей части нарушают социальную справедливость.
Запретить организациям «захватывать» участки городских дорог под свои стоянки предложил думский комитет по вопросам местного самоуправления. Имеются в виду парковки, «принадлежащие» банкам, торговым центрам, ресторанам. Как правило, эти автостоянки закрытые, и на воротах красуется надпись: «Только для автомобилей сотрудников и клиентов организации». Кроме того, зачастую компании нанимают охрану, которая следит, чтобы ни один посторонний автомобиль не оказался на территории частной стоянки. Авторы идеи заявили, что дороги являются общественной собственностью, которая содержится за счет средств бюджета, а значит, и налогоплательщиков, поэтому парковать машину на дорогах имеют право все водители, а не только работники конкретных организаций.
Также депутаты предлагают запретить организовывать и платные стоянки на дорогах и площадях городов, поскольку это опять же нарушение социальной справедливости. Во-первых, владельцы стоянок занимают участки дорог, которые являются общественной собственностью. При этом водители, у которых нет лишних денег на платную парковку, вынуждены оставлять автомобили где придется. Чаще всего машины бросают на проезжей части, что мешает нормальному дорожному движению, или на тротуарах и тем самым создают неудобства для прохожих. В той же Самаре проблема с нехваткой мест для парковки – очень масштабна. Во-вторых, зачастую на этих стоянках водители сталкиваются с грубостью, а иногда даже с рукоприкладством.
«Недавно я оставил машину на одной из платных самарских стоянок, – рассказывает владелец Mitsubishi Galant Антон. – Мне сказали, что нет места. Я попросил войти в положение – не бросать же мне машину на дороге. Мне разрешили машину оставить, но сказали, чтобы в восемь часов вечера я ее забрал. Я не успел и за ней пришел к 8:30. Потом еду и чувствую, что-то не то – машину трясет как-то. В общем, заехал в сервис к знакомому, рассказываю. Он предположил, что проблема в колесах, может, болты не затянуты. Проверяем – так и есть. Хотя буквально недавно этот же знакомый сам их затягивал. А на территории этой платной стоянки есть автосервис. Я сделал выводы и поехал разбираться. Хозяин стоянки мне пообещал, что больше такого не повторится. Но все равно – неприятно».
Причем такие случаи происходят сплошь и рядом. Охранники из вредности прокалывают у посторонних автомобилей колеса, царапают кузов, иногда вступают в драку с владельцами этих автомобилей. При этом действия охранников попадают по статью КоАП. Если территория организации огорожена и проехать на нее можно по специальному пропуску, то охрана имеет право не пропускать посторонних. В остальных случаях водители имеют право обратиться с жалобой в милицию.
Причем, как показывает практика, большинство приватных парковок являются незаконными.
«Стоянка будет считаться законной, если организация выкупила землю, на которой паркинг располагается, – объясняет адвокат Александр Паулов. – Если же никаких прав на землю у организации нет, то и на создание стоянки, соответственно, прав тоже нет»
Если организация находится на первом этаже жилого дома, то прилегающая территория является собственностью всех жителей, и, по сути, договор аренды организация обязана заключить с каждым собственником. Обычно же предприниматели заключают договор с ТСЖ или управляющей компанией дома, либо с администрацией города.
«Земельным участком может распоряжаться только собственник, – говорит заместитель руководителя управления имуществом администрации Самары Вадим Кужилин. – Если у хозяина строения земельный участок находится в собственности (иногда встречается) или оформлен договор аренды, то этим земельным участком правообладатель может распоряжаться самостоятельно. Учесть только надо целевое использование: если это газон, то никаких парковок там устанавливать нельзя. В большинстве случаев никаких прав у тех, кто вешает цепочку или ставит охранника, нет. Но собственник здания имеет право обратиться в орган, осуществляющий распоряжение землей, в городе Самаре этим органом является Министерство имущественных отношений Самарской области, которое распоряжается всей городской землей, право собственности на которую не разграничено, и испросить данный участок для своих нужд. Процедура очень непростая. Очень много сервитут и ограничений. Поэтому, как правило, ограничиваются простой цепочкой или шлагбаумом. Город Самара может распоряжаться только той землей, на которую зарегистрировало право собственности».
Если жители дома считают находящуюся во дворе или на дороге парковку какой-либо организации незаконной, то они могу обратиться в районную администрацию с просьбой провести проверку.
Законопроект о порядке создания парковок депутаты рассмотрят весной 2011 года.