На самарских дорогах начался ямочный ремонт. В этом году к «латанию» ям и колдобин приступили раньше, чем планировали. Причиной стали перепады температур, которые привели к деформированию дорожного полотна.
В этом году осадков в губернии выпало больше нормы. И если аграрии облегченно вздохнули, то автомобилисты впали в депрессию – влага, попадающая в дорожное полотно, основательно его разрушает. «Дорожное полотно улиц областного центра сильно повреждено, – говорит заместитель руководителя департамента городского хозяйства и экологии мэрии Самары Игорь Рудаков. – Асфальт «рвет», поэтому мы решили начать в этом году ямочный ремонт проезжей части раньше, чем в прошлом. Причем в этом году мы отремонтируем таким способом на 20 тысяч квадратных метров дорог больше, чем в прошлом».
В прошлом году на ямочный ремонт потратили почти 100 миллионов рублей. Примерно такую же сумму планируют потратить и в этом. Дыры будут заделывать на дорогах первой и второй категории. В основном, ремонту подвергнутся те улицы, по которым часто ходит общественный транспорт. После того как потеплеет, начнется капитальный ремонт улицы Самарской на участке от Полевой до Венцека.
Ямочный ремонт, к слову, для Самары стал уже традиционным. Стабильно каждую весну в губернской столице выделяют на него деньги и латают дыры. И стабильно каждую зиму от «заплаток» не остается и следа. Зачастую главным врагом дорожного покрытия становится климат. Больше всего дороги разрушаются зимой, когда вода проникает в маленькие трещинки и, замерзая, разрывает дорогу изнутри. Поэтому со сходом снега дороги предстают перед водителями в самом плачевном виде. Вот тут властям и предстоит решить вопрос – каким образом привести улицы в порядок? По правилам, если дефекты покрытия более 12 процентов, то необходимо провести полную замену дорожного полотна на этом участке. Если же повреждения небольшие, то проводят заливку швов или ямочный ремонт.
Ямочный ремонт вообще любим российскими властями. Он требует значительно меньших затрат, чем капитальный, однако при этом его хватает ненадолго. Стоит отметить, что при строгом соблюдении технологии ремонта, заплаты держатся до пяти лет. В Самаре же заплаток хватает ровно на год. Обычно причин недолговечности ямочного ремонта две. Часто так происходит, если ремонт выполняют в местах скопления воды. А бывает и такое, что заплаты на месте, но вот «стенки» вокруг развалились. Это происходит на тех участках, которые разрушены более чем на 30 процентов. Их нужно ремонтировать капитально. Однако власти в целях экономии выделяют деньги только на заделку дыр.
В четверг, 10 марта, в губернской столице заработал асфальтобетонный завод. В Самаре вот уже несколько лет подряд используют горячий асфальт для заливки. Он, к слову, самый распространенный в России, поскольку обеспечивает высокое качество восстановления и длительный срок использования дорожного покрытия. По словам независимых специалистов, проводить ремонт таким способом можно только при плюсовых температурах при полном отсутствии осадков. Температура должны быть не ниже +5 градусов осенью и не ниже +10 весной. Однако сейчас для ямочного ремонта используют литую асфальтобетонную смесь. Литой асфальт – это горячая смесь тестообразной консистенции‚ состоящая из высоковязкого твердого битума‚ большого количества минерального порошка и песка или мелкого щебня. Температура его приготовления и укладки должна быть достаточно высокой (220-250 °С).
«Литой асфальт обладает такими свойствами, которые позволяют использовать его при ремонте даже при температурах -10, – говорит директор ООО «НПФ «XXI Век» Алексей Лялин. – Поэтому это идеальный способ для оперативного ремонта дорог как раз в такое время, когда сходит снег и проводить более масштабный ремонт нет возможности – погода неподходящая. Чем еще хорош литой асфальт? Он не требует полного осушения ям и разрушений перед заполнением. Температура смеси настолько высока, что она выпаривает воду».
Автомобилисты ямочный ремонт недолюбливают. «Часто заделывают так, что на месте ямы образуется выпуклость, – говорит автомобилист Андрей Савин. – И даже не знаешь, что хуже – колдобины или кочки. Потом, на многих участках, особенно там, где дороги старые, ямы засыпают, а через пару недель они снова проваливаются. Ну, зачем тратить каждый год деньги на бесполезные заплатки, если можно выделить один раз побольше средств, зато отремонтировать капитально и на несколько лет. Это же дешевле. За границей вообще нет никаких ямочных ремонтов. Они не заделывают дыры и не ремонтируют картами, а полностью вынимают слой покрытия на том участке, где есть трещины, и на это место укладывают новый асфальт, при этом дорога ровная, как каток».
«Я считаю, что лучше уж заделать ямы, чем ждать аварий из-за них, – говорит кандидат технических наук, профессор Московского автодорожного института Эдуард Котлярский. – Ямочный ремонт, если проводит его, строго соблюдая технологию, приносит пользу нашим дорогам. И за границей этот метод используют давно и успешно. Просто все зависит от того, как его проводить».
Кстати, в 2008 году глава Федерального дорожного агентства Олег Белозеров на коллегии Минтранса РФ с участием первого вице-премьера РФ Сергея Иванова заявил журналистам, что в России к 2011 году исчезнет понятие ямочный ремонт дорог. И если даже где-то и останется, то будет исключением, а не правилом. Он обещал, что вместо заливки ям будет проводиться «маршрутный» ремонт автотрасс, то есть более масштабная реконструкция дорожного полотна.