Авто Автокредиты не станут дешевле

Автокредиты не станут дешевле

2010 год стал для рынка автокредитования годом активного восстановления. В 2011-м банки также ждут существенного прироста продаж автомобилей в кредит, однако заемщикам снижения ставок ждать не стоит. Более того, если ставка рефинансирования продолжит расти, стоимость автокредитов может увеличиться на 0,5-1,5% годовых.

Рынок ожил

Оживление рынка автокредитования произошло в 2010 году. Основными причинами такого подъема руководитель направления кредитования департамента розничного бизнеса ОАО «Первобанк» Роман Азнабаев называет увеличение спроса на автомобили вследствие стабилизации экономической ситуации в стране, а также усилий банков, которым необходимо наращивать кредитный портфель после кризиса. Директор Russian Automotive Market Research Татьяна Арабаджи приводит цифры 2010 года: в Москве в кредит продавали примерно 30-35% автомобилей, в регионах этот показатель был чуть ниже 20-25%. Для сравнения: в мае 2008 года, как напомнил главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин, был зафиксирован исторический максимум, когда из 264,3 тыс. машин 56% было продано в кредит. А в период активной фазы кризиса уровень кредитных продаж автомобилей упал до 15%. Сейчас условия кредитования, по словам Романа Азнабаева, достигли докризисного уровня, став более выгодными для клиентов как в части процентных ставок, так и в части требований к заемщику.

Размер ставки по кредиту и размер первоначального взноса по автокредитам пока еще связаны: чем больше первоначальный взнос, тем меньше процентная ставка

Ставки по кредитам продолжают снижаться, отмечает Татьяна Арабаджи. Если до кризиса средний уровень ставок составлял 9-13,5% в зависимости от условий кредитования, валюты кредита и т.д., то в первой половине 2009 года ставки по рублевым кредитам достигали 20-25%, и уже со второй половины 2009 года ставки стали снижаться. К концу 2010 года средний уровень ставок по рублевым кредитам составлял 14-16%, по валютным - 12%. Причиной снижения стали и доступность финансовых ресурсов, и неоднократное снижение ставки рефинансирования, и общая стабилизация доходов, считает эксперт. Как поясняет Татьяна Арабаджи, смягчились требования к заемщикам, в 2009 году банки не кредитовали заемщиков из неблагополучных сфер – например, строительной отрасли. Если говорить о размере первоначального взноса за автомобиль, то в начале 2009 года он вырос до 35-50%. Сейчас размер первоначального взноса может составлять 15%, хотя в ряде случаев он достигает 30-50%. Пока еще размер ставки по кредиту и размер первоначального взноса связаны: чем больше первоначальный взнос, тем меньше процентная ставка.

Кроме того, в кризис сократилось количество длинных кредитов. А в 2010 году вновь появилась возможность брать кредиты на 5-6 лет.

Доля кэптивных банков растет

Восстановление рынка также определяет экспансия банков крупнейших мировых автопроизводителей, то есть кэптивных, специализированных банков, на долю которых к концу 2010 года приходилось уже 25% рынка автокредитования. Судя по тренду, если экономика избежит новых шоков спроса, за два-три года доля кэптивных банков на рынке вырастет до 50%, считает Александр Осин. Банки активизируют программы лояльности клиентов, развивают дополнительные сервисы, переходят на экспресс-кредитование, сокращают сроки принятия решения вплоть до двух дней, а также увеличивают сроки погашения кредитов до семи лет. Ставки снизились до 12-16% годовых против 15-16% годовых в период активной фазы кризиса. Недавнее повышение ставки рефинансирования Центробанка РФ и ускорение инфляции не привело к увеличению стоимости автокредитов. По словам Александра Осина, такая тенденция сохранится в ближайшие месяцы. Спрос на рынке на данный момент устойчив, но, очевидно, не носит характер бума, что ограничивает возможности банков в повышении стоимости займов. Характерно, что на наиболее активно растущем региональном сегменте автокредитования одними из самых популярных являются займы на подержанные иномарки стоимостью от 300 тыс. до 600 тыс. рублей.

Возможен рост стоимости автокредитов

Существенного снижения ставок по автокредитам в 2011 году ожидать не стоит, считают эксперты. Наиболее вероятным вариантом развития рынка, по мнению Романа Азнабаева, видится появление специальных программ, создающих привлекательные условия для определенных, целевых групп заемщиков. Например, в Первобанке действуют специальные условия для клиентов с положительной кредитной историей, а также клиентов, открывавших ранее срочные вклады или пользовавшихся рядом других услуг банка. Татьяна Арабаджи в свою очередь считает, что более выгодные условия действуют по специальным кредитным программам от автопроизводителей, а ставки по кредитам в течение 2011 года могут снизиться на 0,5-1%. И тем не менее, в случае дальнейшего повышения ставки рефинансирования, скажем, на 1,5% в 2011 году возможен и рост стоимости автокредитов, на 0,5-1,5% годовых, отмечает Александр Осин. На данный момент, по статистике региональных игроков рынка, 33% банков выдают автокредиты по ставке до 12% годовых, еще 38% - по ставке 12-14% годовых. В целом динамика восстановления экономики соответствует прошлогодней. Хотя здесь надо делать поправки на меры по стимулированию потребительской активности в предвыборный период и возможное определенное ускорение прироста ВВП, эффект роста общих инфляционных ожиданий, при «мягкой» ценовой политике автодилеров и стабильных ставках автокредитов. Но все это, по мнению Александра Осина, в текущем году может в результате предопределить сравнительно благоприятное развитие динамики рынка автокредитования и продаж автомобилей. Ориентировочно в 2011 году продажи легковых автомобилей в России, возможно, вырастут на 25-30%, до 2,1-2,4 млн штук, а доля автокредитов на рынке существенно приблизится к 50%.

Сергей Целиков, директор аналитического агентства «Автостат»:

- Рынок автокредитования растет. Неплохо работает и госпрограмма субсидирования ставок. Но при нынешней инфляции (реальной) ожидать от банков дальнейшего снижения ставок не стоит. По законам экономики и бизнеса для них в этом нет смысла.

Алексей Захаров, обозреватель Finam.ru:

- По информации крупных дилеров, доля продаж автомобилей в кредит уже вернулась к докризисному уровню. Административное вмешательство, на мой взгляд, здесь не нужно. Нынешние условия и без того делают автомобильное кредитование привлекательным для банков. Дальше все будет определять макроэкономика.

Роман Азнабаев, руководитель направления кредитования департамента розничного бизнеса ОАО «Первобанк»:

- Не все банки готовы кредитовать покупку автомобилей премиум-класса, сложность работы в данном сегменте в том, что часто покупатели дорогих автомобилей занимаются собственным бизнесом и оценка доходов таких клиентов связана с оценкой их бизнеса.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Уровень детского сада»: репетитор по русскому языку оценила закон о тестировании детей мигрантов
Елена Ракова
жительница Кургана
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
За прогрев машины во дворе появился штраф. И это правильно, считает наш автожурналист
Анонимное мнение
Мнение
Райские виды по соседству с плесенью и беднотой. Турист бюджетно провел две недели на Гоа — сколько денег потратил
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления