За машины, пострадавшие из-за ям на самарских дорогах, заплатят дорожники. Автовладельцы, попавшие в ДТП из-за некачественного дорожного полотна, начали судиться с дорожными службами. Во всех случаях суд вынес решения в пользу истцов.
Самарские дороги после зимы предстали перед горожанами в отвратительном состоянии. Перепады температур основательно разрушили и так не особо ровное дорожное полотно.
«Невозможно ездить, – возмущается автомобилист Андрей Горин. – Одни ямы. По Самарской едешь – яма на яме. Вся улица Гагарина в колеях и ухабах. Московское шоссе в ужасном состоянии. Хоть на танк пересаживайся. Едешь и боишься колесо проколоть».
Попадая в такое небольшое, но неприятное ДТП, автомобилисты обычно, если нет страховки на такой случай, чертыхаясь, заклеивают дыру и продолжают ездить, ругая дорожников. И не все знают, что с дорожников можно потребовать возмещение ущерба, причиненного машине плохими дорогами.
«Комитет решил провести эксперимент и проверить, можно ли отсудить какую-либо сумму на починку машины у дорожных служб, – говорит председатель самарского регионального отделения межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» Сергей Слюсарев. – Дорожные службы, когда мы к ним обратились и предложили решить этот вопрос в досудебном порядке, просто от нас отмахнулись, сообщив, что у них нет такой практики платить за проколотое колесо. Поэтому мы подали иски. У нас были судебные разбирательства по трем случаям, и во всех суд встал на сторону автовладельцев. Дополнительно должностные лица дорожных организаций были привлечены к административной ответственности».
Главным помощником автомобилиста в этом случае является документ, регламентирующий работу дорожных служб по уборке улиц. Это государственный стандарт Российской Федерации – ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Согласно нормам, выбоины на проезжей части не должны превышать по длине 15 сантиметров, по ширине – 60 сантиметров и по глубине – 5 сантиметров. Крышки люков и железнодорожные рельсы не должны выступать выше уровня дорожного покрытия более чем на 2 сантиметра.
Если вы попали в аварию, провалившись в яму, то приготовьтесь отстаивать свою точку зрения. Для начала не забудьте включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, поскольку за невыполнение этих требований вам грозит штраф в размере 1000 рублей. Далее нужно записать имена, фамилии, телефоны и адреса свидетелей произошедшего ДТП. После этого позвоните в ГИБДД и сообщите о случившемся.
«В ГАИ могут поинтересоваться, какая у вас страховка, КАСКО либо ОСАГО, – говорит Сергей Слюсарев. – В случае если у вас ОСАГО, возможно, вам откажут и сообщат, что необходима в данном случае только КАСКО. Не поддавайтесь на такую провокацию сотрудника милиции, зафиксируйте фамилию и звание принявшего звонок. Оформить ДТП ГАИ обязано независимо от формы страхования».
Затем нужно сфотографировать дорожное покрытие. Чтобы на фотографии было лучше видно, какого размера яма или колея, используйте для сравнения какой-нибудь предмет: пачку сигарет, ручку, коробку спичек, сотовый телефон. Прибывшие инспекторы Госавтоинспекции должны измерить яму и составить справку о дорожно-транспортном происшествии, акт выявленных недостатков в содержании дорог, схему места дорожно-транспортного происшествия. Выясните, какая именно дорожная служба несет ответственность за содержание данного участка дороги. После того как ГИБДД оформит все необходимые документы, нужно оценить ущерб в любой компании. Кстати, даже если заклеить колесо стоит чуть больше 200 рублей, то в оценочной компании ущерб оценят больше – туда включат и стоимость шины, и ремонт ходовки и стойки, и прочее. «Об осмотре необходимо известить всех заинтересованных лиц, то есть ответчиков, – говорит Сергей Слюсарев. – Самое простое – послать телеграммы с уведомлением о вручении. Не забудьте взять на почте копию текста телеграммы и квитанции оплаты, – стоимость телеграммы впоследствии следует включить в сумму иска и взыскать эти затраты с дорожных служб. После того как будет готов расчет восстановительной стоимости, нужно отправить претензию письмом с уведемлением дорожной службе, которая несет ответственность за содержание данного участка дороги, для погашения ваших расходов в досудебном порядке». Если дорожная служба вам откажет, то смело обращайтесь в суд.
Самарские блогеры придумали свой метод борьбы с ямами и выбоинами. На следующей неделе они организуют интернет-акцию в сообществе samara_ru в Livejournal. «В планах есть устроить ролевую игру про дыры в дорогах, как мы делали с дворами, – пишет пользователь kortunov. –Причем сделать её не на один день, а на целую неделю. Я предлагаю начать в следующий понедельник – ям будет еще больше». Суть игры заключается в том, что пользователи Интернета будут фотографировать самые проблемные участки самарских дорог и выкладывать фотографии в сообщество. С одной стороны, это поможет водителям избежать аварий, с другой – привлечет к проблеме внимание городских чиновников, которые также являются участниками Livejournal.
Между тем в Самаре продолжается ямочный ремонт литой смесью. Он завершится 8-10 апреля. Ямы обещают заделать на 20 тысячах квадратных метрах. А 15 февраля начнется ремонт дорог горячими смесями и эмульсионно-щебеночной смесью.