За две последние недели в ряде регионов РФ возник дефицит автомобильного топлива. За неделю ценники на заправках Самарской области выросли на 1,8-2 рубля.
В Минэнерго РФ сообщили, что начавшийся в апреле бензиновый кризис связан с ростом экспорта нефтепродуктов, который увеличился на 67%. По мнению чиновников, бензин, произведенный на российских НПЗ, уходит за рубеж, так как экспортные поставки выгоднее внутренних.
В связи с этим 28 апреля премьер-министр РФ Владимир Путин поручил Минэнерго подготовить документы о дополнительном повышении с мая экспортной пошлины на бензин, одновременно снизив НДПИ или ряд акцизов.
4 мая Минэнерго РФ распространил сообщение о наличии положительной динамики отгрузок горюче-смазочных материалов на внутренний рынок. Доля не действующих из-за дефицита топлива заправок в целом по стране не превышает 2%. Очереди фиксируются также примерно на 2% российских АЗС, - сообщил «Интерфаксу» в среду пресс-секретарь Минэнерго РФ, советник министра Дмитрий Клоков. - Мониторинг ситуации на топливном рынке осуществляется в круглосуточном режиме.
По словам пресс-секретаря, «нефтяные компании обеспечат досрочное окончание или перенос сроков ремонта ряда нефтеперерабатывающих заводов». Напомним, что по оценкам Минэнерго РФ, в результате введения повышенной экспортной пошлины на внутренний рынок в мае поступит около 200 тыс. тонн высокооктановых бензинов. Ведь из-за повышения пошлины нефтяным компаниям будет выгоднее продавать бензин на внутреннем рынке, чем экспортировать за границу.
«В результате предметной работы с регионами отмечается постепенное снижение ажиотажного спроса. В большинстве проблемных регионов уровень товарных запасов восстановлен», - сообщил Дмитрий Клоков.
В Самарской области дефицита бензина пока нет, но цены на топливо растут. Только за неделю стоимость топлива выросла на 1,8-2 рубля. Активнее всего растут цены на бензины марки АИ-92, АИ-95. Стоимость дизельного топлива выросла в среднем на 1,8 рубля. Мы поинтересовались перспективами цен на топливном рынке в ОАО «Самаранефтепродукт» и в ООО «Витязи». К сожалению, там комментировать ситуацию отказались.
Как сообщил замминистра энергетики Сергей Кудряшов, 28 апреля российские нефтяные компании решили отказаться от экспорта автобензинов в мае ради насыщения внутреннего рынка. Министерство и нефтяные компании согласовали планы поставок автомобильных бензинов в российские регионы. «Запланированные объемы на 25% превышают уровень спроса, что позволит создать дополнительные резервы», - сообщил Дмитрий Клоков.
Правда, эксперты уверены, что полностью остановить экспорт не удастся. Впрочем, даже полный отказ от экспорта автомобильных бензинов в мае не позволит ликвидировать дефицит, который накапливался несколько месяцев.