Закон о такси в Самарской области может быть не принят. Пока областные депутаты готовили законопроект, закон, регулирующий деятельность перевозчиков, вышел на федеральном уровне. Теперь возник вопрос: а нужен ли губернии свой закон?
О необходимости законодательно регламентировать таксобизнес в области заговорили в начале 2011 года. Несколько месяцев шла работа над законопроектом – вносились новые пункты и предложения. Однако рассмотреть документ депутаты не успели даже в первом чтении. 22 апреля этого года президент России Дмитрий Медведев принял федеральный закон №69 «О внесении изменения в отдельные законодательные акты РФ», который вводит строгие требования к организации таксистской деятельности в стране.
Этот закон был принят неожиданно. Предприниматели оказались к нему не готовы. В некоторых городах прошли так называемые «дни тишины», когда таксисты отказывались принимать заказы в знак протеста против нового закона. Однако никакого эффекта их действия не вызвали.
Теперь таксисты должны будут получать разрешение на деятельность – что-то вроде лицензии. Она выдается на пять лет. Однако действует эта лицензия только в одном регионе. То есть перевозить клиента из одной области в другую можно будет только если, у таксиста есть разрешения, выданные обеими областями. А это стоит денег. Стоимость лицензии определят региональные власти. Кстати, в некоторых странах, где есть такие требования, таксисты разных регионов просто договариваются между собой. Один таксист довозит клиента до границы региона, там его перехватывает другой таксист. Пассажиру приходится переплачивать, но выбора у него нет.
Разрешение выдается только в том случае, если автомобиль принадлежит предпринимателю на правах собственности либо на условиях договора лизинга. Если таксист ездит по генеральной доверенности, то разрешение на оказание услуг такси ему не дадут. Останутся без лицензий и те, кто взял автомобиль в аренду.
Разрешение нужно будет получать на каждый автомобиль. Использовать одну лицензию на весь таксопарк нельзя, даже если все автомобили принадлежат одному предпринимателю. Документ должен храниться в автомобиле. За его отсутствие грозит штраф.
Кроме того, в каждой машине теперь должен быть таксометр. «Мне вообще непонятно, зачем в такси нужен таксометр? – говорит водитель такси Андрей Пирогов. – Ведь тариф фиксированный у каждой фирмы – столько-то рублей за километр. Диспетчер, когда принимает заказ, определяет километраж и называет конечную стоимость проезда. Причем ведь таксометр стоит денег. И, как обычно, затраты понесет потребитель, то есть клиент». Если таксометра в такси не окажется, то владелец автомобиля получит предписание на устранение нарушения. Если владелец в течение месяца нарушение не устранит, то действие его разрешения приостанавливается. Выйти на линию он сможет только тогда, когда установит таксометр.
Прописаны в законе и требования к водителям. Перевозить клиентов смогут только те автомобилисты, которые официально проработали в такси не менее трех лет либо имеют водительский стаж не менее пяти лет.
В салоне должна быть информация об условиях оплаты, о водителе и о фирме. За ее отсутствие водителя оштрафуют на одну тысячу рублей, должностных лиц – на 10 тысяч рублей, юридических лиц – на 30 тысяч рублей.
Также таксисты должны будут выдавать клиентам чеки. «Чеки мы и сейчас выдаем, – рассказывает директор служб такси «Дилижанс» и «Самара-такси» Александр Грицай. – Но если вдруг пропишут требование об установке кассового аппарата, таксистам будет сложно. В автомобилях заводами-изготовителями это оборудование не предусмотрено. И если автомобиль новый, то установка в нем кассового аппарата может стать причиной снятия с производителя гарантийных обязательств».
Депутаты Самарской области должны были в мае рассмотреть областной законопроект о такси. Однако сейчас у них возникли сомнения, нужен ли теперь такой закон. «Фактически регионам оставляют мало полномочий, – говорит генеральный директор некоммерческого партнерства «Поволжский межрегиональный центр регулирования деятельности перевозчиков в Самаре» Людмила Бурмистрова. – Нам позволяют ввести единый цвет для всех автомобилей такси и регламентировать установку «шашечек». Нужно ли для этого создавать свой отдельный закон? Может быть, оптимальнее обойтись отдельными нормативными актами».
«Цель закона – обеспечить безопасность пассажиров, – говорит Александр Грицай. – Так вот вопрос – каким образом будет зависеть безопасность пассажиров от цвета машины? Мне непонятно».
Будет ли создаваться местный закон, депутаты решат в конце мая. Федеральный закон вступит в силу в сентябре 2011 года. По словам таксистов, с сентября же цены на услуги такси могут повыситься. Между тем, закон никак не регламентирует деятельность «бомбил». Если тарифы в официальных такси станут выше, то услуги нигде не зарегистрированных частников станут популярными.