В области завершились проверки речного транспорта, предназначенного для пассажирских перевозок. Выяснились интересные факты. Например, ни один причал в области не готов для осуществления перевозок, как грузовых, так и пассажирских. Кроме того, приостановлена работа некоторых судов, которые, как оказалось, ходят с нарушениями не первый год.
За период с 13 по 22 июля комиссия проверила 41 пассажирское судно. Отметим, что изначально планировалось обследовать более 100 единиц речного транспорта. Однако, по словам проверяющих, некоторые суда изменили маршруты и не стали пришвартовываться у тех причалов, на которых работала комиссия. Суда, в частности, проверяли в Самаре, Тольятти и Сызрани. Впервые комиссия состояла из представителей разных ведомств: транспортной прокуратуры, Самарского линейного отдела управления государственного морского и речного надзора Ространснадзора, филиала Средневолжской инспекции Российского речного регистра, Самарского района водных путей и судоходства Государственного бассейнового управления, Самарского речпорта и Самарского речного пассажирского предприятия.
Напомним, комиссии предстояло проверить все: начиная от документации и заканчивая работой оборудования. По итогам рейдов, приостановили эксплуатацию пяти судов. Это паромы «Усолье», «Ведущий», теплоход «СП-103», грузовой паром «Бурлак-1» и баржа №561.
«Подчеркну, что нарушения, найденные на этих судах, никак не связаны с вопросами безопасности, – рассказал Константин Елфимов. – На этих судах не было некоторой документации. Однако уже это является поводом для запрета эксплуатации судна. Паром «Бурлак-1» уже устранил все нарушения. В связи с этим 22 июля была проведена повторная проверка судна. 29 июля будет проведено освидетельствование спасательных средств. Кроме того, судно необходимо снабдить спасательным плотом ПСВО-25. Пока плот заменили 25 дополнительными спасательными жилетами. И уже 22 июля эксплуатация судна была разрешена. Работа остальных четырех судов пока приостановлена. Отсутствие у них документации связано со сменой собственника».
Возникает вопрос: каким же образом суда, у которых не было документации с 2010 года, спокойно плавали в наших акваториях? Проверкой таких судов должен заниматься Речнадзор. «Я могу объяснить этот факт, – говорит руководитель Самарского линейного отдела Управления государственного морского и речного надзора Ространснадзора Александр Володченко. – В Самарской области 524 километра водного пути, на которых курсируют 976 единиц флота. Инспекторов же, которые должны заниматься проверкой этих судов, всего трое. Плюс они еще должны заниматься проверкой гидротехнических сооружений и нефтепромышленных предприятий. То есть мы можем осмотреть не более трех судов в сутки. Работа тех судов, эксплуатация которых сейчас приостановлена, за эти же нарушения приостанавливалась и в предыдущие два года. Но как только мы налагали запрет, нам начинали звонить бизнесмены, жители, давили на нас, что мы препятствуем бизнесу, что мы создаем неудобства».
Министр транспорта и автомобильных дорог области заметил, что закон есть закон, и ради интересов бизнеса его нарушать нельзя.
Между тем, всплыл еще один любопытный факт: в процессе проверки выяснилось, что ни один из причалов области, а их около 200, не отвечает нормам безопасности. По сути, причалы не готовы ни к каким перевозкам: ни к грузовым, ни к пассажирским.
«Мы разослали владельцам и ответственным лицам предписания, – рассказал руководитель Самарского района водных путей и судоходства Волжского государственного бассейнового управления Владимир Горюнов. – До конца следующей недели они должны подать нам заявки на заказ работ, которые позволят устранить нарушения. Нарушений много, в частности, на многих причалах в воде есть предметы, с которыми суда могут столкнуться. Есть и другие нарушения. С теми ответственными лицами, которые вовремя не подадут заявки, будем разбираться уже другими методами. В частности, будут подготовлены документы в прокуратуру».
Сейчас правительство области рассматривает вопрос оказания помощи Самарскому речному пассажирскому предприятию. Необходимы средства на покупку новых судов и на ремонт уже имеющихся. Здесь две проблемы: во-первых, новые суда стоят безумно дорого, во-вторых, их не так-то просто купить, поскольку пассажирские суда в России перестали выпускать в 1991 году. Помощь будут оказывать и частникам. Им планируют предоставлять льготы и ссуды при приобретении новых судов в лизинг или при ремонте старых судов.
Фото: Фото с сайта infoflotforum.ru