Эксперты автомобильного рынка забили тревогу: продажи автомобилей в июле заметно снизились. Вину возлагают на «эффект отложенного спроса», когда после кризиса машины скупались практически без счета. Еще одна версия — проблемы японских производителей, на которых повлияло недавнее цунами и авария на атомной станции. Но так ли это? Действительно ли причины снижения роста настолько серьезны, или дело в другом, а высказываемые версии - лишь нагнетание паники на рынке?
Постой, паровоз
На рыночную ситуацию влияют многие факторы. Повышение или понижение продаж зачастую связано с серьезными событиями, будь то катастрофа или изменение геополитической ситуации. С другой стороны, крах или необычайный взлет может произойти из-за какой-то мелочи, которая не была принята во внимание.
На прошлой неделе аналитики Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) заявили, что рост рынка автомобилей в России в июле составил всего 27%, против 40% в июне. Это заявление тут же породило массу версий происходящего.
Первая и на данный момент основная версия — это «отложенный спрос». Как известно, в кризис многие потенциальные покупатели придержали деньги и отложили покупку новой машины до более благополучных времен. С окончанием кризиса они немедленно воплотили мечту в реальность. На волне покупательского спроса рынок тут же рванул вверх и опередил по темпам роста даже американский, став первым в мире. Правда, локомотивом продаж стали вазовские модели и дешевые иномарки, подавляющее большинство которых собирается в России, а доля импорта существенно снизилась.
С точки зрения логики, такая версия вполне приемлема. Действительно, дилеры отмечали повальный спрос на автомобили, который они не могли обеспечить и, кроме как отложенным спросом, этот рывок, на первый взгляд, ничем не объясняется.
В ожидании обвала
Второй причиной снижения продаж многие эксперты называют угрозу дефолта США, которая назрела давным-давно, и возможность второго кризиса. Об этом сейчас не говорит только ленивый. С тех пор как Америка повысила порог госдолга и выпустила в обращение еще несколько вагонов ничем не обеспеченных долларов, а агентство S&P понизило кредитный рейтинг США, на биржах мира началась паника, которая не прекращается больше недели. Естественно, сразу заговорили об угрозе второго кризиса, который будет еще более разрушительным для слабых и развивающихся экономик. На фоне неблагоприятных прогнозов люди готовы вложить деньги в активы, которые сохранят их сбережения. Естественно, автомобиль к таковым не относится.
Версия «ожидания кризиса» также вполне правдоподобна. Боязнь остаться без гроша, но с новой машиной, которая станет памятником беспечности, останавливает многих покупателей.
Всех подвел атом
Природный катаклизм и последовавшая за ним техногенная катастрофа в Японии, по мнению аналитиков, также стали одной из причин снижения продаж автомобилей. Действительно, многие компании закупали комплектующие и материалы в Японии. После катастрофы поставки практически прекратились. Однако за прошедшее с момента катастрофы время производители успели решить большинство проблем с поставкой комплектующих. Что касается продаж японских марок машин на нашем рынке, то большинство из них собираются на российских заводах. Например, дилеры Toyota говорят, что проблемы есть с поставками внедорожников, которые производят в Японии. Но уже в конце августа дилеры ждут новых поставок.
Про сезон забыли
Теперь о версии, о которой до сих пор мало кто вспоминал. Она самая простая и очевидная. Называется «сезонный спрос». Как известно, на рынке продаж автомобилей существует некоторая цикличность, которая год от года практически не меняется и может считаться почти константой. Летом в большинстве дилерских центров главными посетителями являются... мухи. Реальных клиентов нет — они все на отдыхе, и менеджеры откровенно скучают. Как правило, сезонное снижение продаж приходится как раз на июль-август, и лишь в сентябре продажи начинают медленно подниматься. Стабилизация происходит в октябре-ноябре, а шквал заказов приходится на декабрь, после чего снова наступает затишье.
Все три версии мы обсудили с экспертом, директором ЗАО «Автосалон Арго» Леонидом Захаровым.
- Верны ли заявления аналитиков об отложенном спросе и предкризисной истерии?
- Конечно же, не верны. Эти горе-аналитики даже верными цифрами продаж зачастую не располагают, а прогнозы берут вообще непонятно откуда. Да, безусловно, рынок рос за счет резкого повышения спроса на автомобили после кризиса. Причем рос так бурно, что просто не хватало машин на всех желающих. Заводы-то скорректировали производство в сторону уменьшения, а тут - бац, и такой спрос. В первом квартале продавали все, что было. Во втором квартале уже стала чувствоваться нехватка. В третьем квартале она стала еще более ощутимой. Вот и все причины. Любой, кто работает на рынке продаж автомобилей (именно работает, а не присутствует, как нынче модно говорить), знает эту ситуацию и открыто о ней говорит. Чего скрывать-то?
- Повлияла ли сезонность на продажи?
- Еще как повлияла. Это чуть ли не главный фактор. У дилеров основные продажи в первой половине года приходятся на апрель, май, июнь. В июле, августе — сидим почти без клиентов. В сентябре начинаем набирать обороты. Это связано с тем, что летом у людей совсем другие заботы. Надо съездить в отпуск, здоровье поправить, детей пристроить в школу или в институт. Это траты такие, что не отложить, не сэкономить: платить так или иначе придется, страна и система такие. Вот и нет продаж у дилеров.
По статистике, которую просто обязан вести каждый уважающий себя дилер, продажи в летний период снижаются на 10-15%. На сколько, говорите, снизились темпы роста? С 40 до 27%? Вот вы и получили средний показатель сезонного снижения продаж. С чего вдруг эксперты стали нагнетать истерию — не пойму.
Между прочим, сезонность особенно хорошо заметна в Европе. Там летом хоть салон закрывай — никого нет.
- А как быть с японским фактором?
- Да, этот фактор повлиял на продажи, но в большинстве случаев выходы найдены. Комплектующие и материалы закупаются у других поставщиков. Мелкие проблемы, конечно, есть, но я бы не стал говорить о них как о глобальных. Поставки японских машин, конечно, снизились, но не сильно, и это было предсказуемо.