Объемы дорожного строительства в России в ближайшие годы как минимум удвоятся. Об этом заявил премьер РФ Владимир Путин. Также он предложил ввести пожизненную гарантию на строительство дорог.
Российские власти вновь подняли тему российского бездорожья и заявили, что к 2020 году в стране будут нормальные дороги. Гарантию этим обещаниям дал премьер России Владимир Путин в своем выступлении на межрегиональной конференции партии «Единая Россия». Причем, называя причину плохого состояния дорожного полотна и медленного строительства новых дорог, глава правительства оригинальностью не отличился: по его словам, проблема кроется в недофинансировании.
Если отвлечься на статистику, то в России, согласно данным Ространснадзора, всего 505 тысяч километров дорог с твердым покрытием. Это против 3 млн километров в Китае, 4,5 млн километров в США и маленьких европейских стран, в которых дорог с асфальтовым, щебеночным и другими твердыми покрытиями более 1 млн километров.
По данным некоторых экспертов, строительство дорог в России плавно сошло на нет. Если в 2000 году было построено 6,6 тысячи километров, то через через года этот показатель снизился в три раза. Некоторые эксперты связывают это с упразднением дорожных фондов – как региональных, так и федерального. Впрочем, некоторые скептики считают, что и в те незабвенные годы, когда этот пресловутый фонд существовал, «крали, крали и еще раз крали».
В итоге в 2009 году в России построили около 3 тысячи километров дорог. Много это или мало? Иностранные СМИ приводят в пример Китай, где с 1996 по 2008 год протяженность скоростных магистралей увеличилась с 3,4 до 55 тысяч километров. Журналисты приводят такие цифры: с 2006 по 2010 годы в КНР построили 639 тысяч километров новых автомобильных дорог! Это примерно по 159 тысяч километров в год. Справедливости ради отметим, что большинство дорог в Китайской Народной Республике платные. Тем не менее, любой турист, побывавший в Поднебесной, может убедиться, что плата за дороги на них же и тратится.
Между тем, Россия, которая постоянно откладывала вопрос с дорогами, ссылаясь то на кризис, то на коррупцию, то еще на какие-то форс-мажорные обстоятельства, дошла до такого состояния, когда неразвитая транспортная инфраструктура начала самым непосредственным образом тормозить развитие экономики в стране в целом. Деловые люди, нацеленные на успешность свою и своего государства, не могут позволить себе терять столько времени в пробках. И неизвестно, сколько еще лет чиновники закрывали бы глаза на ямы и ухабы, объезжая их на дорогих внедорожниках, если бы не чемпионат мира по футболу 2018. Тут уж, хочешь не хочешь, а строить дороги придется. Поэтому Владимир Путин, обозначив суть проблемы, заявил об увеличении финансирования дорожного хозяйства.
«Мы концентрируем ресурсы для планомерного обновления всей дорожной сети России. За восемь лет (с 2002 по 2010 годы) из бюджетов всех уровней на дорожное строительство было выделено 2,7 трлн рублей. За такой же срок, с 2012 года тоже за восемь лет будет выделено на эти же цели не 2,7 трлн рублей, а 8,3 трлн рублей. Предлагаю всем российским регионам значительную часть средств из своих дорожных фондов направить в первую очередь на внутригородские дороги и дороги сельских поселений. Кстати говоря, мы долго шли к тому, чтобы возродить эти дорожные фонды. Сейчас возродили, и я уже сказал, какие средства там мы собираемся аккумулировать. За восемь лет огромные деньги – восемь с лишним триллионов. Руководители регионов были инициаторами создания этих фондов, а сейчас некоторые приходят и говорят: разрешите нам использовать эти деньги на другие цели. Так не договаривались. Я обращаюсь сейчас к своим коллегам, руководителям регионов Российской Федерации: деньги из дорожного фонда должны быть направлены на дорожное строительство», – заявил Владимир Путин.
Решить проблему с дорогами предстоит и Самарской области, где дороги одни из худших в стране. Но, учитывая то, что в столице губернии, возможно, будет проведен один из матчей чемпионата, необходимо в кратчайшие сроки вдохнуть жизнь в транспортную инфраструктуру. Показатели прошлого года нужно увеличить в разы. «По мероприятию «Ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Самарской области» фактические расходы в 2010 году составили 1,7 млрд рублей, а по мероприятию «Строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Самарской области» – 2,2 млрд рублей», – сообщает руководитель управления бюджетного планирования департамента экономики и финансов министерства транспорта и автомобильных дорог Ольга Овчарова.
Несмотря на предпринимаемые властями меры, дороги в столице губернии уже становятся опасными для водителей. Только в августе в Самаре было зафиксировано четыре случая, когда под асфальт проваливался транспорт. 7 сентября вновь произошло подобное происшествие в районе пересечения улиц Ново-Садовой и Челюскинцев. Причем в этот раз под землю ушла малолитражка.
Впрочем, скептики сомневаются, что увеличение финансирования разом решит главную беду России. Уже ни для кого не секрет, что дорожная отрасль – это сфера, в которой самые большие откаты, и лишь малая часть выделяемых средств реально «закатывается в асфальт».
«В Башкирии дорожники в этом году получили невиданные деньги, и работы действительно были масштабными, – рассказывает редактор уфимского сайта 102km.ru Василий Лебедев. – Вопрос в другом: а все ли деньги пошли по назначению? Хорошо ли потрудились рабочие? Если весной весь новый асфальт опять пойдет волнами и трещинами, значит не все так честно, как хотелось бы. Аналогично и по всей стране: подрядчиков у нас много, и все они хотят кушать, поэтому с открытыми ртами ждут хоть какого-нибудь заказа. Даст Путин восемь триллионов – отлично, больше отремонтируют. Но насколько хорошо дорожники сделают свою работу – зависит от того, сколько из этих денег будет распилено, а сколько отправится по назначению».
Кстати, Владимир Путин предложил и еще одну меру, которая, по его мнению, улучшит состояние дорог. Премьер считает, что гарантия подрядчика на построенную дорогу должна составлять не 3-5 лет, как сейчас, а весь срок эксплуатации дороги – это 12 или 24 года. По мнению Путина, при таких условиях подрядчики будут класть асфальт на совесть, ведь ремонтировать разбитое или потрескавшееся дорожное покрытие им придется за свой счет.
Фото: Фото с сайта carobka.ru