В самарских пассажирских автобусах будут проводиться экскурсии. Пассажиры смогут узнать историю тех мест, мимо которых будут проезжать. Первые «автогиды» выйдут на линию уже в октябре.
Этот проект уникален не только для области, но и для страны. Экскурсионных автобусов, которые колесят по историческим местам России, в стране много. Однако такого, чтобы в муниципальных пассажирских автобусах рассказывали об истории города, еще не было. Проектом занимаются специалисты департамента транспорта городской администрации и историки. По задумке авторов, сначала на линию выйдут два экскурсионных автобуса. Один будет курсировать по маршруту №24, второй – по маршруту №37. Во время поездки будет звучать рассказ о тех местах, мимо которых будет проезжать автобус. Эти маршруты выбрали из-за их протяженности. Кроме того, они практически не пересекаются и охватывают большую часть города.
Текст экскурсий готовит доктор исторических наук, доцент, проректор Самарской академии государственного и муниципального управления, член городской топонимической комиссии Глеб Алексушин. «Все началось с письма, – рассказывает Глеб Алексушин. – На имя глав города пришло письмо от студентки, которая предложила такую идею. Идея вызвала интерес, и появился такой проект. Текст поручили писать мне. Конечно, в этой работе есть сложности даже для опытных экскурсоводов, к коим я осмелюсь себя причислить. Дело в том, что эти маршруты, которые мы выбрали, проходят и через новую, и через старую части города. Получается, что в новой части в основном маршрут проходит мимо новостроек – особенно и рассказывать нечего. А в старой, наоборот – иногда встречаются скопления каких-то исторических памятников, зданий. И здесь задача – сбалансировать эти рассказы о старой и новой частях города. 37-й маршрут я выбрал сам. Он проходит большое расстояние, и там действительно пассажиры проезжают очень много исторических мест, но о них знают немногие. Хочется изменить такой несколько элитарный взгляд горожан: «А о чем тут рассказывать-то?».
Для начала на линию выйдут по одному автобусу. На них будут нанесены специальные обозначения, чтобы у пассажиров был выбор: ехать в обычном транспорте или со звуковым сопровождением. «Всего на 24-м маршруте работают 12 муниципальных автобусов, на 37-м – 13, – добавил Глеб Алексушин. – Большинство из них оборудованы современной аудиосистемой. Но мы решили пока выпустить по одному пробному автобусу, потому что не знаем, какова будет реакция пассажиров. Если наш проект получит одобрение, то, конечно, таких автобусов станет больше. В перспективе мы планируем подготовить экскурсии и для других маршрутов. Кое-что будем брать из уже имеющегося готового материала».
Кстати, 24-й и 37-й экскурсионные автобусы будут ходить ежедневно, но в разное время суток, чтобы как можно больше людей узнали о новом проекте.
Экскурсионный текст к 24 маршруту уже готов. Сейчас ведется работа над материалом для 37 маршрута. Первый автобус начнет колесить по городу с 1 октября.
«Это очень хороший проект, – считает старший научный сотрудник Самарского литературно-мемориального музея имени Горького, доктор филологических наук Михаил Перепелкин. – Приведу такой пример. В рамках занятий краеведением мы часто ездим в разные места нашей области. В Сергиевском районе есть такое село Елшанка. Там находится усадьба известного баронского и дворянского рода Кноррингов, где родилась русская поэтесса Ирина Кнорринг, которая потом эмигрировала во Францию. Она была знакома с Мариной Цветаевой. Так вот, что удивительно, жители села, впрочем, как и жители области, вообще об этом ничего не знают. Хотя несколько лет назад к ним приезжали москвичи, снимали документальный фильм. Вот и получается парадоксальная ситуация, что зачастую приезжие знают о местности больше, чем ее жители. Так что проект с экскурсиями в автобусах принесет много пользы. И жители Самары, многие из которых уверены в том, что у нас одна достопримечательность – бункер Сталина, поймут, что это не так. Ведь любовь начинается со знания».
«Я в таком автобусе с удовольствием прокачусь, – говорит жительница Самары Елена Закревская. – Этими маршрутами практически не пользуюсь, но все равно ради интереса покатаюсь. Мне кажется, это отличная идея. По крайней мере, будет не так скучно в пробках. Склок в автобусах будет поменьше. Особенно полезно это будет для школьников и студентов – в такой непринужденной обстановке узнавать историю своего города».
Стоимость проезда в экскурсионных автобусах будет такой же, как и в обычных.