В четверг, 22 сентября, весь мир отмечает День без автомобилей. Самарские власти попытались привлечь к этой акции максимальное число горожан.
В последние года в мире стало модно проводить всяческие дни отказов от чего-либо. Так, в первую субботу марта проводится акция «Час Земли», когда жители планеты на час отказываются от электричества; 31 мая проходит день без табака; 3 октября – в день трезвости – люди отказывается от алкоголя. Юмористы предлагают ввести дни без газет, без телевидения и газировки. А 22 сентября, по традиции, существующей уже несколько десятков лет, некоторые земляне отказываются от автомобиля.
Родиной Дня без автомобиля считается Швейцария. В 1973 году страну захлестнул топливный кризис. Власти призвали население отказаться от машин на четыре дня. Тогда это была просто вынужденная мера. Ей иногда следовали и другие государства. А в 1997 году Великобритания решила сделать эту дату общенациональной акцией. Через год к ней присоединилась и Франция. А в 2002 году Еврокомиссия решила, что каждый год с 16 по 22 сентября во всех странах Евросоюза будет проходить неделя без автомобиля.
Россияне со свойственным им менталитетом отчуждения от всего европейского и со свойственной им любовью к комфорту к акции присоединяться не спешили. Лишь в 2005 году попытку провести День без автомобиля предприняли в Белгороде, в 2006-ом – присоединился Нижний Новгород, в 2008-ом – Москва, в 2009-ом – Калининград. А с 2010 года – еще десятки городов.
Цель акции – показать, как губительны автомобили не только для окружающей среды, но и для человечества в целом. Согласно статистике, каждый день автомобили становятся причиной смерти 3000 человек. При этом ежеминутно с конвейера сходит новый автомобиль.
В этом году акцию решили провести во многих городах России. А для того, чтобы автомобилисты охотно отказывались от своих авто и пересаживались в этот день на велосипеды или общественный транспорт, власти придумали различные компенсации.
Так, в Самаре автовладельцам предложили бесплатный проезд. В качестве проездного документа можно использовать талон техосмотра. «Муниципальный транспорт и часть коммерческих перевозчиков поддержали инициативу мэрии», – заявил накануне на совещании по транспорту глава департамента транспорта городской администрации Владимир Титов. Мэр Дмитрий Азаров еще несколько дней назад разместил в своем микроблоге призыв к чиновникам пройтись в этот день пешком. Накануне на совещании он заявил, что 22 сентября чиновники откажутся от автомобилей. «Коллеги, у меня есть к вам просьба: завтра поддержать этот день. Свою просьбу я укреплю тем, что, наверное, мы не будем машины из гаража выпускать, чтоб коллегам было легче поддержать нас в этом начинании. Погода позволяет – на улице не пыльно, можно прогуляться, можно проехаться на велосипеде», – предложил Дмитрий Азаров.
«Уровень автомобилизации в Самаре составляет всего лишь 230 автомобилей на 1000 жителей. По этому показателю наш город отстает от московского (320) и европейского уровня (до 650). Однако в Европе пробок существенно меньше, чем у нас. Причина в том, что города – это зоны исторически предназначенные и развивающиеся по законам, требующим приоритета простого жителя города – пешехода. Даже теоретически число автомобилистов, использующих машину для поездок по городу, не может превысить 20% от числа горожан – это предельное значение для города европейской планировочной сетки. То есть абсолютное большинство горожан использует иные средства передвижения, в том числе общественный транспорт, велосипед и пешие прогулки. В Самаре в этом году появилась первая выделенная полоса для общественного транспорта – на участке проспекта Кирова от Заводского шоссе до улицы Физкультурной. На ней пока отрабатываются принципы работы, в том числе взаимодействия с ГИБДД по борьбе с нарушениями автомобилистов. На второй очереди набережной готовится к открытию первая в городе велосипедная дорожка и первые муниципальные велосипедные парковки. И по этим направлениям на будущий год есть еще большие планы», – сообщают в управлении информации и аналитики городской администрации.
В Москве же в этот день снизили стоимость билетов в общественном транспорте в два раза. Однако, как следует из сообщений информационных агентств, пробок в четверг меньше не стало. Согласно исследованию одного из рекрутинговых агентств, пересесть хотя бы на один день в общественный транспорт согласились лишь 26% из 1800 респондентов.
Самарские дороги 22 сентября менее загруженными не стали. «Автомобиль позволяет мне быстро добраться из одной точки в другую, – говорит автовладелец Сергей Шапошников. – И я не собираюсь из-за какой-то даты терять время в наших пробках на Московском шоссе. На машине я еще могу эти пробки объехать дворами, а в автобусе придется больше часа добираться на работу и потом так же обратно. Так что отказываться от своего авто я не собираюсь»
«Мне кажется, что сегодня многие подумали: «О, сегодня водители пересядут на автобусы! Значит дороги будут свободнее. Поеду-ка я на машине!» – говорит житель Самары Владислав. – Вот и получилось, что в принципе сегодняшняя обстановка мало чем отличается от вчерашней, например».
«Власти нам рекомендуют ездить на велосипедах, – рассуждает автовладелец Иван Корнев. – То есть нас фактически толкают на самоубийство. У нас нет велосипедных дорожек. Все мы знаем, как наши водители относятся к велосипедистам – не пропускают, сбивают постоянно. Вот так всегда в нашей стране: условий для езды на велосипедах еще не создали, но пересадить уже пытаются».
«Не надо сравнивать Европу и Россию, – говорит жительница Самары Ирина Маркасова. – Давайте посмотрим на наш общественный транспорт. Едет долго, потому что нет выделенных полос. Добираться до работы на автобусе однозначно дольше и почти в два раза, чем на авто. Потом есть большая разница – ехать с комфортом на водительском сиденье, или стоя на одной ноге подмышкой у какого-нибудь мужика в битком набитой маршрутке. Это в Европе пассажиров берут столько, сколько мест в автобусе, и там удобно пользоваться общественным транспортом, а наши водители из жадности набирают столько народа, что двери не закрываются. Поэтому я считаю, что проводить в России день без автомобиля – совершенно бредовая и популистская идея».