В Самаре появятся велодорожки и платные велопарковки. Самарские велосипедисты готовят первую концепцию развития велогорода. Проект уже был рассмотрен местными властями и получил негласное одобрение.
С 2012 года Самара может стать городом не только для автомобилистов, но и для велосипедистов. Инициативная группа горожан, устав ждать, когда власти обратят внимание на эту категорию участников дорожного движения, решила сама предложить властям проект развития транспортной инфраструктуры города.
С 24 июня по 31 августа 2011 года авторы проекта проводили исследования среди велосипедистов, чтобы выявить проблемы и потребности в этой сфере. Кроме того, был создан сайт, на котором проводилось анкетирование, и был представлен сырой вариант концепции. Пользователи могли внести свои предложения и оставить пожелания. Информацию о концепции авторы распространяли через одну из социальных сетей. За это время в поддержку проекта высказались более семи тысяч человек.
Опрос среди водителей показал, что велосипедисты являются источником раздражения водителей, так как нарушают ПДД, ездят «без рук», используя мобильный телефон, ездят в темное время суток без фар и отражателей, ездят по встречке и без средств защиты.
Кроме того, выяснилось, что в Самаре велосипед используют в 68% случаев для разовых прогулок и в 55% – для велотуризма, выездов на природу. 44% уже сейчас используют велосипед в качестве транспорта, причем многие – ежедневно. 79% велосипедистов считают велосипед прекрасной альтернативой автомобильному транспорту в летние месяцы, однако пользоваться им в этом городе неудобно, поскольку негде оставить.
Итак, проект предполагает, в первую очередь, создание велодорожек на тех улицах города, которые обычно перегружены транспортом. Это Ново-Садовая, Гагарина, Победы, Московское шоссе, Аврора, Коммунистическая, Чкалова, Мичурина, Садовая, Молодогвардейская, Ленинская, Некрасовская, Волжский проспект и Максима Горького. По мнению авторов, велодорожки желательно отделять от основной трассы бордюром, а там, где это невозможно – прокладывать по тротуару (расширяя его).
Авторы уверены, что необходимо создать велосипедные парковки у административных и муниципальных зданий, в местах отдыха горожан, у учебных заведений. Кроме того, необходимо создать частным юридическим и физическим лицам правовые условия для беспрепятственной установки велостоянок на собственной и муниципальной территории. Часть стоянок можно сделать платными.
Также инициаторы требуют до 1 марта 2012 года закрепить право провозить велосипед в качестве багажа в общественном транспорте.
«Все лето мы кропотливо опрашивали всех, у кого есть велосипед, и на основе этих данных разработали концепцию развития велоинфраструктуры, которую представили в администрацию Самары, – пишет один из инициаторов Алексей Коровин. – Мы получили положительный отзыв и готовность работать! Администрация попросила нас доработать концепцию в части бюджета и некоторых других пунктов, мы же хотим, чтобы было учтено мнение каждого горожанина. Мы просим вас: полистайте, прочитайте все, что нами написано, и внесите свои предложения!»
«Давайте определимся: велосипед – это спортивный инвентарь или все-таки средство передвижения? – рассуждает редактор уфимского автосайта 102km.ru и заядлый велосипедист Василий Лебедев. – Если вам по душе неторопливые прогулки – лучше вообще ходить пешком. Я против строительства велодорожек, и вот почему. Во-первых, пешеходы на них плевать хотели. На велодорожках, по крайней мере, в моем городе, либо гуляют люди, либо паркуются машины. Не думаю, что в Самаре будет иначе.
Во-вторых, мне намного безопаснее ехать по правой полосе – так я могу спокойно держать на велосипеде одну скорость с потоком и ни о чем не волноваться. Со мной могут не согласиться те, кто панически боится выезжать на проезжую часть, предпочитая ездить по тротуарам. Этим людям я хочу напомнить: ПДД запрещают велосипедистам вообще соваться на тротуар. На дороге в большинстве случаев человек, который едет за вами, хоть что-то знает о ПДД. На тротуаре же – пешеходы, которые о правилах слыхом не слыхивали, которые начинают метаться из стороны в сторону, а звонок попросту игнорируют. Поэтому велодорожки будут бессмысленными. Выделенные полосы? Так они ничем не лучше и не безопаснее езды по обочинам: повторюсь, водители их будут игнорировать.
В идеале велодорожки должны образовывать сеть, причем независимую от автодорог. При этом сеть должна быть полноценной, позволяющей без проблем добраться из одного конца города в другой. Не думаю, что в городах это вообще возможно. А, вот, велопарковки нужны. И даже платные. Известно же, что даже пристегнутый байк можно угнать без особого труда. Я бы воспользовался такой услугой».
Напомним, в этом году в Самаре появилась первая велодорожка – на обновленной Набережной.