В Самарской области продолжается работа по установке наружного освещения на некоторых участках дорог. Кроме того, по настоянию ГИБДД, на темных участках устанавливают светоотражающие дорожные знаки. Эти меры, по мнению Госавтоинспекции, позволят избежать роста аварийности в темное время суток.
С наступлением осени световой день резко сокращается, а в Самаре на его продолжительность еще влияет и переход на московское время. Ежегодно, начиная с ноября, в городе резко повышается количество аварий, произошедших в темное время суток. Их удельный вес – 25-30% от общего количества аварий. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, из более чем одного миллиона ежегодно погибающих на дорогах людей более 1/3 получают смертельные травмы в темное время суток. При этом тяжесть последствий таких аварий обычно в 1,5-2 раза выше, чем при дневном освещении.
«За девять месяцев 2011 года на территории Самарской области зарегистрировано 921 ДТП, совершенное в темное время суток, – сообщает заместитель начальника УГИБДД ГУ МВД России по Самарской области Роман Саидов. – В них погибли 136 человек и 1207 получили ранения различной степени тяжести. Основные причины таких аварий: превышение установленной скорости движения, употребление алкоголя и состояние усталости водителя. Применительно к молодым водителям, помимо недостаточного опыта вождения и свойственной возрасту готовности идти на риск, на вероятность возникновения ДТП отрицательно могут повлиять наличие в автомобиле шумной компании, включенная громко музыка и т.п.».
В свое время в разных странах проводились научно-исследовательские работы, цель которых – выяснить основные факторы ДТП в темное время суток. Согласно результатам, установка освещения на улицах и дорогах способствует уменьшению числа погибших примерно на 65%, раненых – на 30%. В Самаре сезон «аварий втемную» уже начался. Только в сентябре в регионе 31% ДТП произошел в темное время суток. «Для обеспечения безопасности движения в темное время суток предусмотрена установка стационарных наружных осветительных установок. В соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93, доля действующих светильников должна составлять не менее 95%. При этом не допускается отключение подряд двух светильников. На участках улиц и дорог при интенсивности движения пешеходов менее 40 человек в час, а транспортных средств в обоих направлениях менее 50 единиц в час в ночное время допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения», – сообщил Роман Саидов.
Сейчас в регионе принимаются меры по улучшению освещенности улично-дорожной сети на участках федеральной автомобильной дороги М-5 «Урал» в границах городов Сызрань, Жигулевск и сельских поселений Валы, Переволоки, Печерск, Зеленовка. Также строительство наружного освещения предусматривается проектной документацией по реконструкции Волжского и Красноглинского шоссе. Кроме того, Госавтоинспекция выдала властям технические условия на строительство наружного освещения на дорогах Самара-Бугуруслан и улице Демократической.
Однако нередко аварии происходят и по причине пресловутого человеческого фактора. Зачастую это связано с осветительными приборами.
«Результаты исследований, проведенных зарубежными специалистами, показали, что в большинстве случаев движение в темное время суток осуществляется с включенным ближним светом фар. При таком свете обеспечивается видимость на расстоянии 30-50 метров в зависимости от регулировки фар. Это означает, что при скорости 50 км/ч в распоряжении водителя имеется менее четырех секунд, чтобы остановить свой автомобиль при обнаружении препятствия. Пользуясь дальним светом фар, водитель может увидеть человека на дороге с расстояния 200-700 метров, в зависимости от его одежды и наличия у него светоотражателя. В то же время, дальний свет фар встречного автомобиля сокращает это расстояние до 75 метров (в идеальном случае без ослепления)», – сообщают в пресс-службе областной Госавтоинспекции.
Безопасность дорожного движения в темное время суток напрямую зависит от самих водителей. Особенности органов зрения человека таковы, что при управлении транспортным средством в темноте из-за низкой контрастной чувствительности восприятие скорости и расстояния оказывается неадекватным. Человеческий глаз в большой мере подвержен ослеплению. При этом различные средства типа оптических фильтров, специальных адаптационных ламп оказались неэффективными.
«При возможности лучше не садиться за руль в темное время суток, – говорит начальник УГИБДД ГУ МВД России по Самарской области Игорь Антонов. – Вообще же сейчас водителям рекомендуется снять тонировку, отрегулировать фары. Кроме того, уже научно доказано, что курение снижает остроту зрения в темное время суток. Так что курить за рулем опасно».