В Самару прибыл новый трамвай 71-623, построенный в Челябинской области на Усть-Катавском вагоностроительном заводе. Пока низкопольная модель будет выходить в рейсы в качестве эксперимента. Если вагон зарекомендует себя успешно, то в ближайшем будущем весь трамвайный парк города заменят челябинской продукцией.
Новый вагон куплен муниципальным предприятием «Трамвайно-троллейбусное управление» городского округа Самара в качестве опытного образца. Парк ТТУ нуждается в обновлении. Сейчас на балансе предприятия состоит 422 транспортные единицы. 374 из них эксплуатируются боле 15 лет и уже устарели. Руководство задумалось о покупке новых трамваев. Однако сначала нужно выбрать, какие именно вагоны будут оптимальными для Самары. Челябинский трамвай стал первой пробой. Эта модель на сегодняшний день является самой современной из выпускающихся в России.
Новый вагон отличается от старых не только веселой оранжевой расцветкой. Пассажиров явно порадует комфортабельный салон с мягкими сиденьями. Кроме того, срединная часть трамвая – с низким полом и откидывающимся въездом для инвалидных колясок. В середине же вагона расположены откидные места для инвалидов. Всего в вагоне 33 сидячих места и 127 стоячих (в технических характеристиках значится максимальная цифра 187).
«Мне нравится, что в новом трамвае предусмотрено все для инвалидов, – говорит самарец Игорь Плотников. – А с низким полом удобно пенсионерам. Наверное, хотелось бы, чтобы там был кондиционер. Вообще, я думаю, что городским властям нужно активнее обновлять именно трамвайный парк, а не автобусный, потому что все больше людей сейчас ездит на трамваях. Это единственный быстроходный транспорт в Самаре на сегодняшний день, особенно с учетом наших пробок».
Усть-Катавский трамвай способен развивать максимальную скорость до 75 км/ч. Если сравнить со старыми вагонами, то де-юре этот показатель равен 60 км/ч, а де-факто – и того меньше. По словам разработчиков, их детище можно эксплуатировать на скоростных линиях.
Тележки с двухступенчатым подвешиванием снижают износ пути и обеспечивают бесшумный ход. Вагон имеет современную систему управления: пульт водителя представляет собой ЖК-дисплей, на который выводится информация о работе бортовых систем, и джойстик. Кроме того, вагон экономит до 30% энергии.
«При торможении происходит рекуперация, – рассказывает заместитель директора по эксплуатации МП «Трамвайно-троллейбусное управление» городского округа Самара Сергей Шипилов. – Таким образом, вместо того, чтобы брать электроэнергию, вагон ее отдает в контактную сеть. То есть он экономичен. Сколько он позволит сэкономить энергии, сказать сложно. Все зависит от того, как часто он будет тормозить».
Стоит отметить, что стоимость вагона маленькой не назовешь – 14 миллионов рублей. Но если челябинская продукция придется по душе пассажирам, то именно такие вагончики ТТУ закупит в будущем.
«Новость о новом трамвае, конечно, радостная, – говорит самарец Владислав Васильев. – Но меня интересует, сможет ли этот скоростной вагон ездить по нашим рельсам. Во многих городах уже давно трамвайные пути переводятся автоматически. Поэтому сначала неплохо бы поменять пути, а уже потом пускать по ним новые трамваи».
Ездить трамвай будет по разным маршрутам. Но прокатиться на нем горожане смогут только через 2-3 недели. Пока вагон к эксплуатации не готов чисто технически. Его еще нужно обкатать – не менее 50 километров. Также еще предстоит обучить управлению новым транспортом вагоновожатого. А, вот, уже он в случае покупки еще нескольких таких трамваев будет обучать других вагоновожатых.
Различные модификации вагона в настоящее время эксплуатируются в Уфе, Перми, Смоленске, Хабаровске, Краснодаре, Нижнекамске и Коломне.
Если в будущем выбор самарских транспортников падет именно на Усть-Катавскую продукцию, то, возможно, будут заказываться сочлененные трамваи.