Во вторник первая серийная Granta сошла с конвейера под аплодисменты рабочих и гостей предприятия. Спрос на автомобиль уже сегодня значительно превысил предложение. Очередь на «дачную машину», как назвал ее Владимир Путин, растянулась на два месяца. На заводе же Lada Granta называют машиной надежды. Чтобы удовлетворить запросы автолюбителей, впервые с 2005-го года главный конвейер ВАЗа работает в три смены.
Самая ожидаемая премьера Волжского автозавода, народный автомобиль и крупнейший проект отечественного автопрома за последние годы - эти титулы Lada Granta получила еще до запуска в серийное производство. Разработка данной модели началась на ВАЗе в самый разгар финансового кризиса. Тогда скептики приклеили ВАЗу ярлык — «умирающее предприятие».
Завод не просто выжил, он вышел на совершенно новый этап развития. Во многом благодаря федеральной поддержке и личному участию премьер-министра, лидера «Единой России» Владимира Путина. В марте он протестировал первую представленную на суд зрителей «Гранту» и констатировал: машина удалась.
«Недавно этот автогигант практически лежал на боку. Теперь конвейер работает на полную мощность», - отметил тогда премьер.
Первый серийный образец у конвейера встречали президент госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов и губернатор Самарской области Владимир Артяков.
«Мы практически всем миром отстояли АвтоВАЗ, и то, что сегодня с конвейера сошла новая машина - яркое тому подтверждение, - отметил глава региона. - Сегодняшнее событие - залог успеха дальнейшего развития завода».
В свою очередь Сергей Чемезов отметил, что кризис Волжский автозавод преодолел не на последнем дыхании, а напротив, открыв второе.
«Я искренне горд проделанной работой. Вы сделали практически невозможное. Вы смогли в рекордные сроки создать новый автомобиль», - сказал глава «Ростехнологий».
Lada Granta в комплектации «Люкс», производство которой АвтоВАЗ планирует начать во II половине 2012 г., будет стоить 310-320 тыс. руб. Цена автомобиля в базовой комплектации составит 235 тыс. руб., более дорогая «Норма», объявленная в 256 тыс. руб., подорожает.
Прыжок из ямы
Чтобы сегодня оценить значимость запуска в серию Lada Granta, необходимо вспомнить, с каких позиций стартовал проект. Три года назад мировой финансово-экономический кризис серьезно ударил по автомобильной промышленности. Спад мирового автопроизводства составил порядка 13%. В 2009 году по сравнению с 2008 годом ВАЗ мог реализовать лишь 53% своей продукции. Из-за существенного падения прибыли у предприятия образовалась кредиторская задолженность. К концу 2009-го она составила 80 млрд рублей. А это уже была прямая дорога к банкротству. В течение года АвтоВАЗ был вынужден два раза останавливать конвейер, кроме того, руководству завода пришлось принимать непопулярные решения о сокращении рабочих. В сентябре под угрозой увольнения находилось порядка 30% сотрудников предприятия.
Сокращение производства на ОАО «АвтоВАЗ» подкосило и многих поставщиков предприятия. Большинство из них работали в Тольятти и обеспечивали работой многих жителей Автограда.
В этот период правительство РФ пошло на беспрецедентные меры по поддержке Волжского автозавода. В апреле 2009 года посетивший АвтоВАЗ премьер-министр РФ Владимир Путин объявил о решении выделить заводу 25 млрд рублей в качестве беспроцентной ссуды от госкорпорации «Ростехнологии» и
8 млрд рублей в качестве бридж-кредита. Также федеральное правительство согласилось на реструктуризацию долгов АвтоВАЗа перед федеральным бюджетом.
В начале ноября 2009 года посетивший предприятие первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов объявил о создании рабочих мест на новых «дочках» автозавода — ООО «АвтоВАЗ-Перспектива» и ООО «Реформинг-центр». Заработная плата на этих предприятиях будет выплачиваться за счет федерального бюджета в течение последующих полутора лет. Кроме того, в качестве мер поддержки была запущена программа утилизации старых автомобилей, а также принято решение о передаче объектов социальной инфраструктуры АвтоВАЗА на баланс федеральных и муниципальных органов власти.
Машина нового времени
Благодаря поддержке областных и федеральных властей к 2011 году АвтоВАЗ прочно встал на ноги. За первое полугодие прибыль предприятия составила порядка 900 млн рублей, а объем производства и реализации автомобилей по итогам года составит порядка 735 тысяч.
Уже сейчас поступило 20 тысяч заявок на покупку Lada Granta.
По словам проектировщиков автомобиля, при разработке и сборке этой модели завод вышел на новый качественный уровень. Автомобиль создавался и собирался при непосредственном контроле и с применением цифровых технологий и методик альянса Renault-Nissan. Важнейшие комплектующие для новой модели, в том числе и оснастка панели кузова, закупались у производителей автокомпонентов из Германии, Японии, Южной Кореи и Италии. Всего заводом разработано и освоено около 400 оригинальных автокомпонентов, примерно 260 из них предприятие приобретает у поставщиков. Кроме того, в связи с запуском в серийное производство Lada Granta ОАО «АвтоВАЗ» открывает на предприятии третью рабочую смену. Это значит, что заводу потребуются новые кадры.
Серьезные планы
Lada Granta станет лишь начальным звеном в цепочке новых моделей АвтоВАЗа, которые он планирует запустить в серийное производство в ближайшие три года. В планах АвтоВАЗа — выпускать по одной новой модели раз в полгода, и следующей маркой, которая будет запущена на заводе, станет Lada Largus. Lada Largus должна быть запущена в производство в первом квартале 2012 года и будет первым совместным проектом АвтоВАЗа и альянса Renault-Nissan, запущенным на платформе В0. Для сборки новой модели на предприятии будет создано производство полного цикла. Следующим автомобилем, который также должен появиться в 2012 году, станет автомобиль Nissan на платформе В0, марка которого сейчас обсуждается руководством альянса. В 2013 году АвтоВАЗ планирует запустить модель Renault и две модели на платформе Lada Kalina. Как отмечают на предприятии, общий объем выпуска моделей на этой платформе в перспективе может составить до 400 тысяч автомашин, в том числе и под брендами Renault и Nissan.
Сергей Хестанов, управляющий директор УК «Финам Менеджмент»: «Правительство РФ довольно последовательно и жестко проводило линию по ограничению ввоза иномарок в страну, с одной стороны, и, наоборот, предприняло целый ряд мер, чтобы привлечь иностранцев в российское автомобилестроение. Я думаю, если такой курс правительства и дальше сохранится, это достаточно положительно скажется на АвтоВАЗе и дальнейшем развитии Тольятти. У АвтоВАЗа достаточно неплохие производственные мощности, и при грамотном менеджменте и хорошей инжиниринговой поддержке можно выпускать вполне качественные автомобили».
Aвтор: Вера Зорина